Виды рифм в зависимости от грамматической формы и количества рифмующихся слов
На прошлом уроке мы рассматривали грамматические рифмы, то есть такие, когда рифмуются одинаковые части речи в одинаковой форме, например, далекого-высокого, зная-читая. Наиболее распространенными из грамматических рифм являются глагольные, например, любить-ходить, пишет-слышит.
Грамматические рифмы часто рассматриваются как недостаток стихотворения, а почему - об этом как раз на прошлом уроке и говорили.
А сегодня мы продолжим рассмотрение видов рифм, выделенных на основе грамматической формы рифмующихся слов.
Изучаемые понятия: однородные рифмы, разнородные рифмы, однокоренные рифмы, тавтологические рифмы, омонимические рифмы, каламбурные рифмы, составные рифмы, разнословные рифмы.
ОДНОРОДНАЯ РИФМА – рифма из слов, принадлежащих к одной части речи, но в отличие от параллельной (грамматической) рифмы, слова находятся в различных грамматических формах (употреблены в разных падежах, числах, временах...):
странный – долгожданной, кляча - удачу, вера – меры, сниться – злится.
Вообще говоря, разница в грамматической форме по словам (как таковым) на слух часто почти незаметна, а разница в восприятии грамматических и однородных рифм связана скорее с разницей построения предложений.
Дело в том, что если рифмующиеся слова на конце строк строят в одинаковой грамматической форме, то часто и строки целиком построены однотипно.
Ну вот, например (из предыдущего урока):
"В южных морях ветерок побывал,
В тёплых их водах с волной поиграл"
Здесь рифмующиеся слова являются однородными членами предложения, а каждая строка построена по одному и тому же принципу - описывается, что и где ветерок делал.
В результате получается скучновато.
А вот если рифмующиеся слова стоят в разной грамматической форме, то, видимо, это связано с разницей в построении фраз в рифмующихся строках, и ощущения монотонности уже не возникает.
Впрочем, дело, видимо, все-таки в качестве стихотворения.
Вот
здесь,
например, мне многочисленные однородные (а есть и грамматические, а есть и банальные!) рифмы ну совсем не мешают.
Вообще, давайте просто усвоим формальную разницу между грамматическими и однородными рифмами.
И если рецензент скажет:
"А что это за четверостишье?
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой,
Что кинул он в краю родном? - сплошь грамматические рифмы!"
Можно будет рецензенту со знанием дела ответить:
"И ничего не сплошь грамматические, одинокий-далекой - однородная, потому что род и падеж разный!" Сразу будет видно, что автор крут!
Кстати, стихотворение-то вспомните - там в следующем четверостишье вообще рифмы сплошь глагольные! Что еще раз доказывает: нет хороших и плохих рифм, а есть хорошие и плохие стихи :)
Если есть рифмы однородные, то должны быть и неоднородные. Вернее, разнородные.
РАЗНОРОДНАЯ РИФМА – это рифма из слов, принадлежащих к различным частям речи: Вода – сюда, мотылёк – промок, дней - сильней, какаду – найду, истома – дома, склеп – слеп, вы - увы, гибкой - улыбкой, сдача – иначе, послушна - равнодушно, рать - умирать, княжна - скромна…
Как правило, именно разнородные рифмы оказываются наиболее интересными.
Ну вот, например:
Среди миров, в мерцании светил
Одной звезды я повторяю имя.
Не потому, чтоб я Ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.
Кстати, вспомните второе четверостишье - там рифмы грамматические (тяжело-светло и ответа-света). А ведь не хуже :)
Кстати, у Тима Скоренко есть масса примеров, где рифмуются разные части речи, стоит почитать.
А вот еще несколько видов рифм:
ТАВТОЛОГИЧЕСКАЯ РИФМА – это когда слово рифмуется само с собой.
И мощная рука к нему с дарами мира
Не простирается из-за пределов мира.
(А.С.Пушкин)
«Всё моё», - сказало злато;
«Всё моё», - сказал булат.
«Всё куплю», - сказало злато;
«Всё возьму», - сказал булат.
(А.С. Пушкин)
Первые тавтологические рифмы были известны ещё в средневековой Руси по молитвенным стихам и проповедям. Такие рифмы были результатом синтаксического параллелизма, при котором в конце стихов располагались слова одинаковых частей речи (особенно часто глаголы) в одинаковых грамматических формах.
З добрымъ бо думцею думая
князь высока стола добудетъ,
а с лихимъ думцею думая,
меншего лишенъ будетъ.
(Даниил Заточник, "Моление", 13 век)
Применение тавтологических рифм действительно может быть оправдано в ряде случаев, но чаще на сайте попадаются стихи, где автор, видимо, просто не сумел найти рифму, поэтому и рифмует слово само с собой.
Вот,
например.
Так делать все-таки не надо, мне кажется :)
Есть еще ПОЛУТАВТОЛОГИЧЕСКИЕ РИФМЫ,
в которых рифмующиеся слова являются однокоренными, отличаются только приставкой или наращенным первым корнем, и при этом имеют сходное значение:
брошенный – заброшенный, вертолёта – самолёта, площадь – жилплощадь, убийца – самоубийца, ждать-подождать, царил-воцарил, какой - никакой, люби-возлюби, бег-забег, нас - вас, кто - никто... и те самые кеды-полукеды, которые, кажется, были приведены как пример у Тима Скоренко и оттуда широко разбежались по Интернету.
Попадавшиеся мне стихи с использованием полутавтологических рифм обычно особой художественной выразительностью не отличались, так что на такие рифмы выработалась даже более сильная аллергия, чем на грамматические.
поэтому коммент "кол за прошло-ушло!" вот под
этим стихом
я очень хорошо понимаю.
И вот еще изумительный
пример
полутавтологических (и к тому же глагольных) рифм.
По-моему, очень смешно )
А с другой стороны, помните:
"со мною вот что происходит,
совсем не та ко мне приходит..."
Кто скажет, что это плохо?
Полутавтологические рифмы иногда называют однокоренными, но на самом деле однокоренные рифмы - более широкое понятие.
ОДНОКОРЕННАЯ РИФМА – это рифма, где слова имеют один корень: милосердный – сердце, мысли – смысле, порву – взорвусь, бессилье – насильник, маятник – маяться и т.п.
И здесь восприятие рифмы зависит, пожалуй, от того, насколько далеко "разошлись" однокоренные слова по смыслу, и насколько различаются они по грамматической форме (чем больше - тем лучше!)
Вот
здесь,
например, было сделано замечание по поводу рифмы "рябин-рябит". Думаю, проблема не в том, что эти слова однокоренные (они настолько разошлись по смыслу и грамматически, что как однокоренные, пожалуй, даже не воспринимаются), а в том, что рифма эта банальная (о чем в следующий раз)
А вот
здесь
кошмарнейшую рифму "закаты-раскаты" простили :)
А вот еще примеры однокоренных рифм:
здесь
надеюсь, сами найдете, хотя в комментарии отмечено.
здесь
тоже отмечено в комментариях, хоть здесь эта рифма просто явно лезет в глаза
и вот здесь однокоренная рифма обсуждалась
ну и вот, пожалуй.
Вообще искать примеры помогал Яндекс, так что, может, не самые удачные.
Есть еще омонимические рифмы - внешне похожи на тавтологические, но смысл совсем другой.
ОМОНИМИЧЕСКАЯ РИФМА – рифма из омонимов (то есть слов, одинаковых по звучанию и написанию, но разных по смыслу): мой (местоимение, например, мой друг) - мой (глагол в повелительном наклонении, например, мой руки с мылом), вина (когда кто-то виноват) - вина (слово "вино" в родительном падеже), пари - пари, том - том, прав - прав... (дальше не объясняю - разберетесь?)
Мгновенья двигались и стали,
Лишь ты царишь, свой свет струя,
Меж тем в реке из сизой стали
Влачится за струёй струя.
(И. Сельвинский)
Вдруг на Мишку, вот напасть,
Пчёлы вздумали напасть.
(Я. Козловский)
Это полноценные и очень «качественные» рифмы.
Здесь различный смысл одинаковых по написанию слов делает их полноценной рифмой.
На омонимической рифме часто выстраиваются каламбуры.
КАЛАМБУРНАЯ РИФМА - рифма с использованием игры слов. По своей форме каламбурные рифмы являются составными и могут быть авторскими (про составные рифмы чуть позже здесь же, про авторские - в следующий раз): Теперь я – те перья, ананас – она нас, порублю - по рублю, Наполеон - на поле он, до канала - доканала, по калачу - поколочу, пой май - поймай...
В год за три щёлки тебе по лбу
Есть же мне давай варёную полбу.
(А.С. Пушкин)
Он скажет слово «за»
И кается…
Он постоянно
За-икается.
(Эмиль Кроткий)
А вот и с нашего сайта пример.
Рассмотренные ранее виды рифм были связаны с грамматической формой рифмующихся слов. Выделяются также виды рифм по количеству рифмующихся слов.
Чаще всего рифма образуется единичными словами: голубой-седой, моря-заря, крыша-слышит...
Но бывает, что в образовании рифмы участвует несколько слов. Тогда рифма называется СОСТАВНОЙ.
Хотя существует и более тонкая классификация, когда выделяются собственно составные рифмы и рифмы разнословные.
Собственно СОСТАВНЫЕ РИФМЫ – рифмы, образуемые с помощью союзов, частиц , местоимений и служебных частей речи: ка, же, ли, ль, то, я, ты, он, ведь, лишь, уж, бы, вы, мы, их и т. п.
Небо – мне бы, боже – кто же, неволишь – одно лишь, все мы - темы, счёты - кто ты…
Составные рифмы всегда были популярны у поэтов благодаря своей неординарности, свежести и универсальности.
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
( М. Лермонтов)
Душно! Без счастья и воли
Ночь бесконечно длинна.
Буря бы грянула, что ли?
Чаша с краями полна.
(Н. Некрасов)
Такие рифмы действительно могут быть интересны, но, к сожалению, часто союз "и"
в конце строки появляется как затычка. Хотела привести пример с сайта, потому что точно помню, что такое было, но не помню, где - склероз (((
Зато вот
ссылочка
на интересную статью Александра Кушнера по поводу таких рифм.
РАЗНОСЛОВНАЯ РИФМА - рифма одного слова с частями двух или даже трёх слов. Сродни составной рифме, но более усложнённая.
Солнце - сон целое, судорог - разнесу дорог, раб расти - храбрости, тех, кто - архитектор, шёпот - хорошо под, за сто и - глазастые...(В. Маяковский)
Разумеется, составные (в широком смысле) рифмы могут быть женскими или дактилическими (или гипердактилическими), но не мужскими, потому что если ударение падает на последний слог, то этот один-единственный слог, разумеется, относится к одному слову.
Но может быть ситуация, когда рифма образована созвучием не только последнего ударного, но и предыдущего (предыдущих) слогов, вот тогда, наверное, и мужскую рифму можно считать составной, хотя я не уверена.
Вот
пример.
Здесь рифмуются "на боль-ногой", и эта рифма обсуждается.
Видите, созвучие перенесено на слог, предшествующий ударному - "на-но", хотя и ударная гласная одинаковая.
Хочу только отметить (Дима, простите!) что это все-таки акустическая рифма, причем акустическая субъективная, но об этом мы подробнее поговорим позже.
Именно составные и разнословные рифмы могут оказаться наиболее оригинальными и интересными.
Вот
здесь.
и в стихотворении очень интересные рифмы, и в комменте
приведена интересная подборка таких рифм - спасибо Диме за нее огромное!
Ну и я попробую дополнить - даю ссылки на стихи, а составные рифмы ищите сами :)
Впрочем, они отмечены в комментах - по комментам-то Яндекс их и нашел.
1
2
3
4 - кстати, обратите внимание, одна из составных рифм - однокоренная
5
6
7
8
Ну, вроде хватит :)
А теперь - вопросы и задания.
1. Что такое грамматические рифмы? однородные? разнородные?
2. Что такое однокоренные рифмы? тавтологические? полутавтологические?
3. Что такое омонимические рифмы? каламбурные?
4. Что такое составные рифмы?
5. Попробуйте найти на сайте примеры стихотворений, где используются какие-либо из рассмотренных в данном тексте рифм.
6. Что я напутала в этом тексте?
Если вдруг есть вопросы-замечания-предложения -
пишите!