rifma3

Классификация рифм по положению в строке

Продолжаем разговор о рифмах.
На прошлых уроках говорилось о случаях отсутствия рифм.
Мы узнали, что такое белый стих, верлибр, холостая рифма.

А сегодня (и в дальнейшем) будем говорить уже о имеющихся рифмах.
Сегодня - об их расположении.

Изучаемые понятия: конечные, начальные, внутренние рифмы, панторифмы, авторифмы, стыковые рифмы.

Вопрос о том, где в строке должны быть расположены рифмующиеся слова, может показаться странным - конечно, в конце! Даже в определении рифмы можно прочитать, что это "созвучие концов строк...".

Конечно, чаще всего рифмы располагаются на концах строк, и называются они КОНЕЧНЫМИ (да, собственно, можно их никак не называть, самые обычные рифмы):

Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.

Рифмуются слова на концах строк: плачет-мячик, плачь-мяч.
И вспомните, кстати, как называется такая схема рифмовки?

Но, оказывается, рифма может располагаться не только в конце строк!
Правда, это уже вещи достаточно экзотические, во всяком случае, редко встречающиеся.

НАЧАЛЬНАЯ рифма - рифмующиеся первые слова в строке.

НЕ ОБВИНЯЙ меня, всесильный,
И НЕ КАРАЙ меня, молю.
(М. Лермонтов)

... Так идут державным шагом —
ПОЗАДИ — голодный пес,
ВПЕРЕДИ — с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
НЕЖНОЙ поступью надвьюжной,
СНЕЖНОЙ россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос.
(А. Блок)

На сайте тоже были примеры стихов с использованием начальной рифмы, но, к сожалению, вовремя я не выписала, а теперь не вспомнить.

ВНУТРЕННЯЯ рифма - рифма, располагающаяся в середине строки.
Таких примеров у нас на сайте можно найти немало.
Использование внутренней рифмы демонстрирует владение техникой стихосложения, и обычно на конкурсах рассматривается как плюс... но никогда виртуозная техника сама по себе не спасала.

Вот пример очень хорошего стихотворения с внутренней рифмой.
Привожу первое четверостишье:

День утомился за день, и в полночь впал,
Вечер тобой украден у пустоты,
Первые сны качают луны овал,
Может, еще по чаю, чай, не остыл?

Обратите внимание: здесь для конечных рифм используется перекрестная рифмовка, то есть рифмуются 1-3 строки (впал-овал) и 2-4 (пустоты-не остыл). А для внутренних рифм используется смежная рифмовка, то есть рифмуются 1-2 (за день-украден) и 3-4 (качают-по чаю) строки.

Вообще у этого автора замечательные стихи, и с точки зрения рифм можно найти массу интересного - и внутренние рифмы, и монорим, и вообще почитайте обязательно!

Вот еще пример внутренних рифм с такой же схемой рифмовки.

Пожалуй, такая схема наиболее удачна с точки зрения того, чтобы внутренняя рифма была замечена и оценена. Внутренние рифмы вообще менее заметны, чем конечные, и если они расположены далеко друг от друга, например, при кольцевой рифмовке, то могут просто не восприниматься как рифмы.

Вот здесь, например, для внутренних рифм использована кольцевая рифмовка, для конечных - смежная (за обильное самоцитирование простите, пожалуйста, но мне свое-то легче вспомнить)

Если же и для конечных, и для внутренних рифм используется смежная рифмовка, то иногда возникает желание разделить строку, в результате чего из двух строк получится четверостишье с перекрестной рифмовкой.

Вот пример - совершенно замечательное стихотворение!
Привожу первое четверостишье:

Стелет мгла по Приморью млечно- волглую стынь,
Ели лапают хвойно плечи голых осин,
Клен, дерзя одиночным, шалопутным листком,
Ускользающей ночи машет будто платком.

Стихотворение написано четырехстопным анапестом с четкой цезурой, причем предцезурная стопа наращена дополнительным безударным слогом.
Используется внутренняя рифма "по Приморью-хвойно" и конечная "стынь-осин".
Если мы разделим строки по цезуре, то у нас получится четверостишье, написанное двустопным анапестом с чередованием мужских и женских рифм:

Стелет мгла по Приморью
млечно-волглую стынь,
Ели лапают хвойно
плечи голых осин,
Клен, дерзя одиночным,
шалопутным листком,
Ускользающей ночи
машет будто платком.

Прошу прощения за издевательство над текстом, но я ж ради науки )))

И вот еще пример того же автора с той же рифмовкой.
Вообще этот автор уделяет рифмам много внимания, так что стоит почитать.

Конечно, разбивка на строки - это дело автора, и зависит от его внутреннего восприятия, но если смежная рифмовка для внутренних и конечных рифм используется в стихотворении с весьма сомнительными художественными достоинствами, то возникает подозрение, что автор специально объединил строки, чтобы создать якобы внутреннюю рифму. Или чтобы уложиться в условия по объему текста, если таковые заданы. Или чтобы не было короткой строки, которую некоторые рецензенты не любят. Но, между прочим, короткая строка - это тоже круто!

Но деление на строки - правда дело автора. Вот здесь, например, можно было бы и делить по цезуре (и по внутренней рифме, соответственно), получили бы "квадратную" рифмовку (АБВГАБВГ). Но и без деления хорошо.

А вот здесь можно было бы объединить строки, и получили бы смежную рифмовку для внутренних рифм и перекрестную - для конечных.

А вот интереснейший пример внутренних рифм в сочетании с моноримом. Очень жаль, что этот интересный автор оказался "не нашим человеком".

Ну и не удержусь еще от одного примера - здесь внутренние рифмы сочетаются со сквозной конечной рифмой.

К внутренним рифмам мы еще вернемся, а пока - следующие виды рифм и следующие примеры.

АВТОРИФМА – случайная рифма; созвучие слов, непреднамеренно вставленное автором в текст или литературное произведение и не влияющее на его художественную ценность и восприятие. Авторифма присуща как разговорной речи, так и литературной прозе и поэзии. В стихах с привычной конечной рифмой авторифма может быть только в начале или внутри строки. В отличие от начальной и внутренней рифмы, сознательно вставленной автором в произведение, случайное созвучие рождается стихийно и не является приёмом. "Такая рифма может быть, а может и не быть" (Д. Самойлов).

Авторифмы можно встретить как у древнегреческих поэтов, не знавших регулярной рифмы, так и в классической и современной европейской (в т.ч. и русской) поэзии и прозе. Наиболее часто такая рифма встречается в белых стихах. В примерах ниже «неумолимых – непостижимых» - авторифма, отсутствие которой не отразилось бы на восприятии стихов.

Я знал красавиц неприступных,
Холодных, чистых как зима,
Неумолимых, недоступных,
Непостижимых для ума.
(А.С. Пушкин)

Существует также СТЫКОВАЯ рифма – разновидность рифмы по положению в стихе; конец одного стиха зарифмован с началом последующего.

Реет тень голубая, объята
Ароматом некошеных трав;
Но упав, на зелёную землю,
Я объемлю глазами простор.
(В. Брюсов)

Видите, здесь рифмуются объята-ароматом, трав-упав и землю-объемлю.

Зачем луна, поднявшись, розовеет,
И ветер веет, тёплой неги полн,
И чёлн...
(М.А.Кузмин)

А вот интересный пример из "Евгения Онегина". Не знаю, можно ли считать это стыковой рифмой, наверное, нет. Вообще-то это очень известный пример строфического анжамбемана(переноса)

XXXVIII
...............
... Мигом обежала
Куртины, мостики, лужок,
Аллею к озеру, песок,
Кусты, сирень переломала,
По цветникам летя к ручью
И задыхаясь, на скамью

XXXIX
Упала...
< > < > < > < > «Здесь он! здесь Евгений!
О боже! что подумал он!»...

Здесь слово, попавшее под перенос, рифмуется со строками предыдущей строфы (обежала-переломала-упала). Кстати, о ужас! - рифмы глагольные! но об этом - попозже, ладно? :)

А вот на сайте отыскала пример стыковой рифмы: видите - "частью-это к счастью".
И вот еще замечательный пример! Нашли стыковые рифмы? Они есть в каждом четверостишье!

К системе классификации по положению в строке можно отнести и ПАНТОРИФМУ Это созвучие, включающее в себя не только отдельные слова или их окончания, а стихотворные строки целиком. То есть рифмуются все слова в строках

Седеет к октябрю сова,
Се деют когти Брюсова. (В.Маяковский)

Сорвано, уложено, сколото —
чёрное надёжное золото. (В. Высоцкий)

В начале года — нынче-то —
погода половинчата.
Ну, вот тебе, негоже ведь:
то оттепель, то ожеледь;
то лужица завьюжится,
то стужица закружится;
то стелется то колется
метелица в околице! (А. Недогонов)

Панторифма свидетельствует о сильно развитом чувстве языка и изощрённом владении словом, но практического значения почти не имеет ввиду невероятной сложности использования.

Это действительно невероятно сложная вещь. Вот пример - нечто, напоминающее панторифму.
Обратите внимание - рифмуются почти все сильные места соответствующих строк. Но, честно говоря, я не уверена, что стоило так мучиться )

Вообще появление созвучий не только на концах строк, но и в начале или середине обычно усиливает впечатление от стихотворения.
Я приведу пример очень интересного стихотворения. Посмотрите, там появляются созвучия в начале или середине строк, причем положение рифмующихся слов не обязательно одинаковое.

Итак, мы рассмотрели классификацию рифм по положению в строке, и выяснили, что рифмы могут быть не только на концах строк, но и в начале и середине. Но все-таки начальные, внутренние и стыковые рифмы - это экзотика, а вот конечные - вещь для русской поэзии привычная и естественная. Почему?
А вот об этом - в следующий раз.

Вопросы и задания.
1. Постарайтесь привести примеры стихотворений с внутренними, начальными, стыковыми рифмами, панторифмами.
2. Что я напутала в этом тексте?


Если вдруг есть вопросы-замечания-предложения - пишите!