rifma16

О связующих рифментах, гласицах и конфликтных рифмах

Мы продолжаем рассмотрение классификации рифм по типу выделяемых в словах рифментов.

Напомню, что рифмент - это рифмообразующая часть слова, объединяющая сходные по звучанию клаузулы.

На прошлых уроках мы рассмотрели:
- гласные окончательные рифменты - они выделяются в словах, оканчивающихся на ударную гласную, перед которой также находится гласная или мягкий знак, например, змея, бои, соловьи, амплуа
- согласные окончательные рифменты - они выделяются в словах, оканчивающихся на ударную гласную, перед которой находится согласная, например, вода, роса, кино, моря
- мультирифменты - выделяются в словах, где после ударной гласной есть только один согласный (например, венок, наряд, малыш), либо согласный и мягкий знак (кровь, любовь, даль, печаль), либо согласный и гласный (роза, морозы, поле, пена), либо один гласный (стая, стихия, второе)

Мы рассмотрели точные рифмы для таких слов, а также рифмы, которые хоть и являются неточными, но широко применяются.

Сегодня, как и обещано, будем рассматривать слова с более длинными "хвостиками"

Изучаемые понятия: связующий рифмент, гласица, конфликтные рифмы, двоякие рифмы

СВЯЗУЮЩИЙ РИФМЕНТ выделяется в словах, где после ударной гласной есть согласная, безударная гласная и еще одна (фиксирующая) согласная.
Например: колос-полюс-откололась-полис...
Здесь везде после ударной гласной "о" есть согласная "л" - и, следовательно, выделяется первичный рифмент "ОЛ". А вот дальше идет безударная гласная, а потом - согласная "с". И получается рифмент "ОЛ?С".
Вопросительным знаком обозначена та самая безударная гласная, которая может быть любой. В нашем примере эти гласные разные, но ведь это не мешает словам рифмоваться между собой?
Безударная гласная, расположенная после ударной, называется гласицей.

ГЛАСИЦА - безударная гласная, следующая после последней ударной.
Например, в слове "ватник" гласица "и", в слове "важен" - "е", в слове "важно" - "о".
Гласиц может быть несколько, например, в слове "каракатица" ударение падает на третий с конца слог, значит, после ударной гласной есть две безударные - две гласицы.
Гласица по характеру может быть мягкой или твёрдой (имеется в виду предшествующий согласный звук). Рифмы из слов с одинаковой (по твердости-мягкости) гласицей ввиду своего звукового сходства активно применяются в стихосложении.
Лопата - злато – пенаты… (рифмы с твёрдой гласицей).
Поле – роли – мусолю – воля…(рифмы с мягкой гласицей).
При замене твёрдой гласицы в рифменте на мягкую, или наоборот, рифма сохраняется, хотя созвучие не такое полное: долы-роли, пола-воля
Поскольку гласица не имеет существенного значения для рифмы, то и в рифменте она обозначается "вопросиком" - можно вместо него подставить любую букву.
Напомню, что рифмы с адекватной гласицей (то есть такие, где в рифмующихся словах гласицы либо твердые, либо мягкие) являются точными (разумеется, если совпадает все остальное - по правилам, о котором написано в уроке, посвященным точным рифмам).

А теперь вернемся к связующим рифментам.
Значит, после ударной гласной есть согласная (одна!), гласица и еще одна согласная.
То есть это слова типа порох, машет, ветер, белый, парус...
Но не только.

Во-первых, на конце (после гласицы) согласных может быть несколько, как, например, в слове радость. В таких словах тоже выделяется связующий рифмент, но об их рифмовке - чуть позже.

Во-вторых, слова в русском языке изменяются, и в одной форме слово может "попадать под правила", согласно которым в нем выделяются связующий рифмент, а в другом - нет.
Например, просклоняем слово "порох": пороха, пороху, порох, порохом, порохе.
Видите, на конце появляется еще одна гласная (безударная), а в творительном падеже - еще и согласная.
Так вот связующий рифмент выделяется, если слово в своей самой короткой форме "попадает под правила". В случае со словом "порох" самая короткая форма соответствует именительному падежу. А вот в слове "черемуха" самая короткая форма будет в родительном падеже множественного числа - "черемух", так что в этом слове тоже выделяется связующий рифмент "ОМ?Х". Аналогично, слово "здание" в родительном падеже множественного числа - "зданий", выделяется связующий рифмент "АН?Й"
Как вы помните, в первичных рифментах объединяются согласные, различающиеся только глухостью звонкостью: в словах закат и парад выделяется один и тот же рифмент "АД". Аналогично объединяются и согласные в связующих рифментах, например, в словах холод и колет выделяется один и тот же рифмент "ОЛ?Д"

Ну а почему рифмент называется связующим?
Потому что такие рифменты позволяют рифмовать разные части речи, слова в разных падежах, родах, числах.

Примеры:
Палатой – печатай – заклятый. (рифмент АД?Й) Здесь объединены части речи.
Белый – зрелой - умелей. (рифмент ЕЛ?Й) объединены слова в разных формах

Связующие рифмы широко применяются в стихосложении.

Что ты ржёшь, мой конь ретивый,
Что ты шею опустил,
Не потряхиваешь гривой,
Не грызёшь своих удил?
(А. С. Пушкин)

Видите, здесь в словах ретивый и гривой связующие рифменты, различаются клаузулы только гласицей.

Так что для начала, выбирая рифму к слову со связующим рифментом, можно попытаться найти рифму с таким же связующим рифментом.
Кстати говоря, рифмы обычно находятся среди разных частей речи, и это замечательно - мы же говорили, что грамматические рифмы (то есть когда рифмуются слова, принадлежащие к одной части речи и в одинаковых формах), часто воспринимаются как "скучные". А у нас, значит, будут нескучные.

Рассмотрим несколько примеров - все с того же замечательного сайта rifmoved.ru (в скобках после рифмующихся слов указан рифмент)

кредитов – расхитив – видев (ИД?В)
мухой – нюхай - лопоухий (УК?Й)
снимок – дымок - химик (ИМ?К)
братом – атом – горбатом – рядом - сядем- тратим (АД?М)
умер – юмор – зуммер (УМ?Р)
страус – хаос - каясь – маюсь (Аj?З)
перед – поверит – замерят (ЕР?Д)
ворох – матёрых - норах (ОР?Х)

А какие еще есть варианты?

Можно попытаться "отбросить" последнюю согласную, то есть зарифмовать слово со связующим рифментом со словом с мультирифментом, например, морит - горе, колет - поле, белый - смело, иней - ныне...
Мы такие рифмы уже рассматривали на прошлом уроке, называются они надстроечными(если согласный на конце слова появляется во втором рифмующемся слове: тонны - тонет) или усеченными (если согласный есть в первом рифмующемся слове (тонет - тонны)

Можно попытаться зарифмовать слова, где последние согласные различаются.
Такое мы тоже пытались делать, рифмуя слова с мультирифментами, компенсируя неточность рифмы совпадением опорных согласных (помните? рябин-любим, боль-бой, сок-сон...)
А в случае связующих рифментов даже совпадение опорных согласных необязательно, поскольку у нас будут совпадающие согласные после ударной гласной - в первичном рифменте: Милый - унылых, видом - идол, летом – одетых, виновный - полковник, рупор - трупам...
Такие рифмы называются конфликтными.

КОНФЛИКТНЫЕ РИФМЫ - рифмы, при которых в рифмующихся словах выделяется один и тот же первичный рифмент, но разные связующие рифменты.
Например, если рифмуются слова белый и делом, то в первом слове выделяется связующий рифмент "ЕЛ?Й", а во втором - "ЕЛ?М". При этом первичный рифмент в обоих случаях "ЕЛ".

Конфликтные рифмы делятся на мягкие и жёсткие.
МЯГКИЕ КОНФЛИКТНЫЕ РИФМЫ оканчиваются на согласный. В целом, звучат созвучно: синий – кинув, белый – делом, ворох – норам, хутор – спутан…

Как серый волк, щетиной весь покрытый,
Как добрый конь с подкованным копытом...
(А.С. Пушкин)

В буднях великих строек,
В Весёлом грохоте, в огнях и звонах,
Здравствуй, страна героев,
Страна мечтателей, страна учёных!
(Д’ Актиль)

Мягкие рифмы начинают звучать хуже при противостоянии звонких и глухих звуков внутри рифментов: штопор - пробыл (лучше: штопор – пропил), крысой - близок (лучше: крысой – мисок), родом - лотос (лучше: родом – модус).
При этом первичный рифмент по-прежнему один и тот же - мы же знаем, что в рифментах согласные, различающиеся по глухости-звонкости, объединяются.
Но поскольку после согласной следует гласная, то оглушения звонких согласных не происходит, и различие в звучании очень заметно.

ЖЕСТКИЕ КОНФЛИКТНЫЕ РИФМЫ оканчиваются на гласную, то есть имеют на один слог больше, чем мягкие, что и усугубляет диссонанс: городу – вороны (а город-ворон вроде нормально), старыми – парусу (а старый-парус неплохо), видели – выдано, штопоры - пробыли…

В общем, выбор есть. И, разумеется, дело это сугубо субъективное - поскольку рифмы получаются субъективно-акустические и ассонансные, так что имеют полное право кому-то не понравится.

Значит, попробуем в соответствии с названием урока зарифмовать слово "способ".
Сначала попробуем подобрать абсолютно "классическую" рифму, с таким же связующим рифментом - "ОС?Б".
способ-особь-россыпь (напоминаю, что удвоенная согласная считается как одна, а согласные, различающиеся по глухости-звонкости, объединяются в рифменте)
Чего-то не много получается...
Теперь попробуем использовать усеченную рифму, то есть отбросим последнюю согласную:
способ-косы-матросы-просо-поза... здесь не продолжаю, но понятно, что вариантов масса, правда, качество у них разное.
Ну а теперь попробуем найти конфликтные рифмы:
способ-посох-раскосый-косит-тросов-носом...
Тоже масса вариантов.
И это, кстати, еще не все.
Можно еще попытаться подобрать рифмы среди слов с обособленными рифментами, типа способ-постит-ростом... но об обособленных рифментах поговорим на следующем уроке )

А пока займемся словами, у которых на конце (после безударной гласной) не одна, а несколько согласных: полость, ксерокс, грубость, натиск.
Как быть с такими словами?
Во-первых, можно добиваться полного совпадения клаузул (с точностью до гласицы и глухости-звонкости): полость-волость.
А во-вторых, можно рифмовать со словом, в котором есть только одна согласная из этих двух.
В слове "полость" на конце согласные "с" и "т".
Попробуем найти слово, где есть только "с", то есть с рифментом "ОЛ?З": полость-колос-полоз-откололась...
А теперь - слово, где есть только "т", то есть с рифментом "ОЛ?Д": полость-желудь-молод-полет...
Конечно, рифмы получаются разного качества, но, во всяком случае, область поиска расширяется, и можно найти что-то интересное )
Такие рифмы называются двоякими.

ДВОЯКИЕ РИФМЫ -это рифмование слов с разными связующими рифментами, причем в одном слове этот рифмент содержит две фиксирующие согласные на конце слова, а в другом слове имеется только одна из этих двух согласных.

Примеры двояких рифм (все с того же замечательного сайта):
Эрос – серость, верите - серости.
Табор-рапорт, запад - рапорт.
Жмурясь – хмурость, жмурите – хмурости.
Градус – радость, тратите – радости.
Опус – допуск, робок – допуск, побоку - допуску…

А вот пример из известной песни:
Надежда – мой компас земной,
А удача – награда за смелость
А песни… Довольно одной –
Чтоб только о доме в ней пелось.
( Н. Добронравов)

Смелость - пелось - двоякая рифма, в слове смелость на конце две согласные, а в слове пелось - только одна из них. Созвучие получается очень даже приличное.

На самом деле есть еще один вид двояких рифм, но о них мы поговорим на следующем уроке.

А на сегодня, пожалуй, хватит.

Вопросы и задания:
1. Что такое связующий рифмент? Приведите примеры слов, в которых выделяются связующие рифменты
2. Что такое гласица?
3. Что такое сеченные и надстроечные рифмы? Приведите примеры
4. Что такое конфликтные рифмы? Приведите примеры.
5. Что такое двоякие рифмы? Приведите примеры
6. Что я напутала в этом тексте?


Если вдруг есть вопросы-замечания-предложения - пишите!