Про окончательные рифменты (в словах с последней ударной гласной)
На прошлом занятии мы говорили о консонансных и ассонансных рифмах. Напомню, что консонансная рифма - это рифма, в которой не совпадают ударные гласные, но тем не менее совпадают окружающие их согласные, например, яблоки-бублики, плот-плут, трубка-тряпка.
Ассонансные рифмы - это рифмы, в которых совпадают ударные гласные, но не совпадают согласные. Мы уже говорили, что, по всей видимости, речь идет о несовпадении согласных ПОСЛЕ ударной гласной, судя по приведенным примерам (полю-помню, встану-стало). Вообще же практически ассонансными обычно называют рифмы, где не совпадают согласные ни до, ни после последней ударной гласной (рябин-разлит, кочка-мошка). Разумеется, если согласные не совпадают, то и "зацепиться слуху" не за что, и такие рифмы могут восприниматься как несозвучные, хотя могут, за счет соответствия пред- или после ударных гласных, а также согласных, расположенных достаточно далеко от ударной гласной, звучать очень интересно.
А на этом (и нескольких следующих) уроках мы поговорим о тех рифмах,
которые в классической теории признаны созвучными и широко используются.
Но прежде всего надо выяснить, что же с чем рифмуется.
Изучаемые понятия: Рифменты, добавленные рифмы
Конечно, как совершенно справедливо было написано в одной статье, ссылку на которую я, конечно, потеряла, "рифмуются не слоги и даже не слова, а строки". Правильно! Рифма воспринимается не изолированно, а в контексте всего стихотворения, и не только на звуковом, но и на смысловом, содержательном уровне.
Но мы не будем пытаться объять необъятное и будем говорить
именно о созвучии слов. Для образования абсолютно точного созвучия
клаузулы должны совпадать: струнный-лунный, малина-калина, читать-рисовать...
Но ведь и слова с несовпадающими клаузулами часто дают хорошие созвучия.
Что же является определяющим?
Умные люди на этот вопрос ответили - рифмообразующим элементом в слове являются РИФМЕНТЫ.
РИФМЕНТ - рифмообразующая часть слова, единица, обязательно включающая в себя
ударную гласную и, возможно, следующие за ней согласные. Рифмент объединяет
близкие по звучанию клаузулы.
Например, в словах ряд-сад-закат-горят одинаковые рифменты "АД",
а в словах лето-карета-кеды - одинаковый рифмент "ЕД?".
Значит, чтобы подобрать рифму, надо попытаться найти слова с одинаковыми рифментами, а для этого неплохо бы понять, как эти рифменты в слове выделяются и какими бывают.
Опять же, умные люди это уже сделали и рифменты отклассифицировали.
Вот в этой классификации мы и попробуем разобраться.
Сегодня рассмотрим ОКОНЧАТЕЛЬНЫЕ РИФМЕНТЫ.
Окончательными они называются потому, что ударная гласная является последней
в слове, например, моя-края, кино-вино, пою-твою.
Таких слов в русском языке немного, всего один процент, но рифмы эти широко
используются и, что называется, на слуху.
Окончательные рифменты бывают гласными и согласными.
ГЛАСНЫЕ ОКОНЧАТЕЛЬНЫЕ рифменты выделяются в словах, где последней ударной гласной предшествует тоже гласная или мягкий знак. Например, это слова боа-амплуа, пою-мою, жилье-белье.
Обратите внимание!
На письме последней ударной гласной предшествует либо гласная (как в словах
боа-амплуа, пою-мою), либо мягкий знак (как в словах жилье-белье).
Но если говорить не о буквах, а о звуках, то ситуация немножко другая.
В словах боа-амплуа последнему ударному гласному звуку "а" предшествуют
действительно гласные звуки (о и у соответственно). А вот в словах
белье-жилье и пою-мою последнему ударному гласному звуку предшествует
звук "йот", который в фонетике обозначается буквой "j".
Но это дела не меняет.
В любом случае гласные окончательные рифменты состоят всего лишь из одной
гласной буквы. А рифментов таких всего 8, а именно: А, Е, Ё, И, О, У, Ю, Я.
Как видите, здесь нет гласных букв «Ы» и «Э», но это и понятно: попробуйте найти слова, оканчивающиеся на ударную «Ы» или «Э», и чтобы перед ними стояла гласная!
Значит, чтобы подобрать рифму к слову, оканчивающуюся на ударную гласную, перед которой тоже стоит гласная или мягкий знак, надо всего лишь найти слово, которое оканчивается на ту же гласную, и чтобы перед ней стояла тоже гласная.
Попробуем?
Рифмент А: боа-амплуа-ГИА - все слова рифмуются, благодаря последней ударной
гласной, независимо от того, какая гласная стоит перед ней.
Рифмент Я: моя-края-струя-швея-белья-ручья-ружья....
Рифмент И: бои-соловьи-ГАИ-ручьи - тоже все слова благополучно рифмуются
по последней ударной гласной.
Правда... бои-соловьи действительно хорошо, а вот бои-ручьи как-то...
Проблема в шипящей. Как написано на сайте Тима Скоренко,
"шипящая требует шипящей" - очень уж обращают на себя внимание
шипящие звуки. Так что если в одном из рифмующихся слов есть
шипящая перед или после ударной гласной (а в наших окончательных рифментах -
только перед ударной гласной), то желательно, чтобы она была и в другом
рифмующемся слове. Вот ручьи-ничьи - очень созвучная рифма! А вы, наверное,
к ней уже и третью придумали, но о ней чуть позже )
Все очень легко.
Правда, слов таких, которые оканчиваются на ударную гласную, перед которой
тоже стоит ударная гласная или мягкий знак, в русском языке всего 1000.
Но, с другой стороны - целая 1000! Так что рифма найдется.
Ну а если нет? Если никак не находится?
Тогда можно попытаться использовать ДОБАВЛЕННУЮ рифму.
Но что это такое - рассмотрим чуть-чуть попозже (в конце урока),
а пока займемся согласными окончательными рифментами.
СОГЛАСНЫЕ ОКОНЧАТЕЛЬНЫЕ РИФМЕНТЫ выделяются в словах, которые оканчиваются
на ударную гласную, а перед ней стоит согласная: село-весло, кино-вино, зима-сама.
В этих рифментах, помимо ударной гласной, большую нагрузку несет предшествующий
(опорный) согласный.
Действительно, слова с несовпадающими опорными согласными не кажутся
созвучными: село-кино-ведро.
И рифма "тебя-меня", так любимая новичками в "пролюбофных" стихах,
тоже несозвучна! Ну разные звуки "б" и "м"! Вот тебя-себя - пожалуйста...
хотя тоже лучше не надо, но по другой причине )
Значит, опорные согласные должны совпадать! Соответственно,
согласные окончательные рифменты включают в себя ударную гласную
и предшествующую ей согласную (кстати, это единственный тип рифментов,
которые начинаются с согласной).
Правда, совпадать согласные должны "с точностью до глухости-звонкости".
То есть слова, в одном из которых перед ударной гласной стоит звонкая
согласная, а в другом - глухая, кажутся вполне созвучными:
себя-слепя, дрова-дрофа, веду-мету, межа-душа, вези-неси.
Таким образом, пары глухих и звонких согласных в рифментах объединяются:
Б-П, В-Ф, Д-Т, Ж-Ш, З-С.
Согласные Г-К не объединяются, но о них чуть позже.
Тоже понятно, как рифма подбирается. Надо найти слово, оканчивающееся
на ту же ударную гласную, и чтобы перед ней стояла та же согласная,
или парная ей по глухости-звонкости.
И рифма обязательно найдется!
Пробуем?
меня-огня-виня-стерня-коня...
года-вода-всегда-лета-маята-плита
Рифмы разные, конечно, чисто на субъктивный взгляд (вернее, слух), но все
абсолютно законные.
Ну а если рифма не находится...
Во-первых, можно использовать добавленную рифму - о которой я обещала сказать
и обязательно скажу!
А во-вторых, можно использовать все-таки разные рифменты. То есть перед ударной
гласной поставить разные согласные, но только сочетающиеся.
На сайте stihi.ru приведена интересная информация о том, какие согласные сочетаются между собой, какие нет.
Считаются, что сочетаются между собой сонорные м-н.
То есть зима-весна все-таки кажется достаточным созвучием, хотя и плохо
на смысловом уровне. Проверим еще? кому-тону, тьму-дну, граня-гремя...
Вроде ничего? Хотя "неправильные" рифмы, конечно.
Но - признаюсь честно - я немножко схитрила.
Конечно, опорные согласные здесь различаются, но зато перед ними есть
что-то, что помогает образованию созвучия. В словах "кому-тону" это
одинаковая предударная гласная "о". В словах "тьму-дну" перед опорной
согласной есть еще одна согласная, и в рифмующихся словах они различаются
только по глухости-звонкости и твердости-мягкости(д и ть). Ну а в словах
"гремя-граня" в слоге, предшествующем ударному, есть сочетание "гр",
которое, собственно, и образует созвучие.
А вот если взять слова зима - весна, то созвучия как-то маловато.
Значит, если используются слова с окончательными согласными рифментами,
и рифменты эти разные (с разными согласными, кроме пар по глухости-звонкости),
надо подкрепить рифму созвучием в предударной части слов.
И все равно наверняка кто-то скажет, что это не рифма!
Ну что ж поделать - формально получится рифма субъективно-акустическая,
ассонансная, так что рецензент имеет право быть ей недовольным )
Сочетаются также л и р (тоже сонорные): гора-мала, порю-колю.
Они же в мягком варианте могут сочетаться с окончательными гласными рифментами:
пою-горю-колю-налью... "колю-налью" так совсем неплохо, звук "йот" совсем не заметен
между "л" и ударной гласной.
Вообще слово с согласным окончательным рифментом обычно оказывается
созвучным со словом, в котором формально выделяется гласный окончательный
рифмент, но различаются "хвостики" слов только наличием мягкого знака.
Помните рифму ручьи-ничьи? Какая к ним третья? Правильно, грачи!
Попробуем еще? в крови-соловьи, в Чите-Готье...
Сочетаются (хоть и не объединены по глухости-звонкости) согласные г, к и х: стога-легка-чепуха.
С сочетаемостью остальных согласных, насколько я понимаю, дела обстоят хуже.
А как насчет гласных?
Когда мы говорили об объективных акустических рифмах, отмечалось, что
"мягкая" гласная рифмуется с "твердой" (на самом деле речь идет, конечно,
о твердости и мягкости предшествующих согласных. И примеры приводились:
ряд-рад, полёт-оплот...
Но если ударная гласная последняя, правило это не работает.
Конечно, можно зарифмовать гора-горя, но исключительно благодаря
созвучию предударных слогов. А вот гора-журя уже как-то не очень.
Хотя лучше все-таки, чем гора-душа )))
В общем, простор для экспериментов есть.
А теперь давайте наконец-то рассмотрим добавленные рифмы.
ДОБАВЛЕННАЯ РИФМА - это такая, когда одно из рифмующихся слов оканчивается на ударную гласную, а во втором после этой ударной гласной есть еще согласная (или несколько согласных). При произношении эти добавленные согласные звуки скрадываются, приглушаются: Скажи - зажим, трюмо – умом, строфа - факт, тополям – поля, мирка - сверкав, весна - снам, прочёл – горячо, капюшон – хорошо, пора- дарам , конце - концерт, бревно - ноль, прогул - врагу…
Каждый прогул –
Радость врагу.
(В. Маяковский)
Тихие гитары,
стыньте , дрожа:
синие гусары
под снегом лежат!
(Н.Н. Асеев)
Я земной шар чуть не весь обошёл, -
и жизнь хороша, и жить хорошо.
(В. Маяковский)
Естественно, для образования созвучия необходимо, чтобы опорные согласные (то есть согласные, предшествующие ударной гласной) совпадали, как в приведенных примерах. Если эти согласные есть, конечно. А если перед последней ударной гласной тоже стоит гласная, желательно созвучие в предударной части слова.
Так что если среди множества слов, рифмующихся со словом "моя"
(тая-змея-струя...) вы не нашли подходящего, может, рассмотреть слово "маяк"?
И почему бы не зарифмовать амплуа-пуант?
А слово "кино" вполне можно зарифмовать со словом "блокнот".
Что еще? Вино-виной, края-кроят, заря-заряд, меня-менять, тебя-ребят... вот и от "тебя-меня" избавились)
И еще есть одна особенность - считается, что добавленные рифмы лучше воспринимаются, если согласный добавляется во второе рифмующееся слово (кстати, это слово называется активным, а первое - пассивным).
В приведенном примере Н.Асеева
слово "дрожа" - пассивное, а слово "лежат" - активное.
То есть здесь действительно согласный добавлен ко второму (активному) слову.
А в примерах В.Маяковского дополнительный согласный находится
в первом (пассивном) слове... но ведь не хуже? )
Вот, пожалуй, на сегодня и все.
А теперь - вопрос и задания.
1. В каких словах выделяются гласные окончательные рифменты? Приведите примеры
2. В каких словах выделяются согласные окончательные рифменты? Приведите примеры
3. Что такое добавленная рифма? Приведите примеры
4. Что такое активное и пассивное слово?
5. Найдите на сайте стихотворения, в котором рифмуются слова с
гласными или согласными окончательными рифментами.
6. Найдите на сайте стихотворение, в котором используются добавленные рифмы.
7. Что я напутала в этом тексте?
Если вдруг есть вопросы-замечания-предложения -
пишите!