Про консонанс и ассонанс
Мы уже 12 уроков говорим о рифме, и так и не обсуждали вопрос о том,
почему же одни слова кажутся созвучными, а другие - нет. И, главное,
как же подобрать созвучную рифму?
Ну вот, пора поговорить и об этом.
Только сначала вводное замечание. Все те умные слова, которые будут
использоваться в этом и последующем уроках, списаны в основном с сайта
rifmoved.ru .
Но не стоит воспринимать эту теорию как абсолютную истину.
Это все-таки не таблица умножения и даже не закон Ома, а просто обобщение
субъективных впечатлений большого числа людей.
То есть на основе анализа литературного опыта были выделены закономерности:
в каком случае слова кажутся созвучными, в каком - нет.
Но в основе - именно личное, субъективное представление о созвучии.
Да, конечно, если 99 человек из 100 слова "кино-вино-домино" созвучными,
а "кино-село-пальто" - не созвучными, здесь можно говорить
об объективной закономерности, и, соответственно, о правилах.
Но правила эти основаны на субъективных, меняющихся со временем вкусах.
Так что и использовать эти правила надо без фанатизма.
Случается, что рифмы, строго подчиненные правилам, оказываются скучны,
а рифмы, правила нарушающие, звучат свежо и неожиданно и, главное,
воспринимаются как вполне созвучные.
Разумеется, данное вступление - абсолютное и безусловное ИМХО.
А теперь давайте наконец-то переходить к тем правилам, которые надо знать, чтобы при необходимости красиво нарушить.
Итак, правила, по которым подбирались созвучные рифмы, менялись с течением времени. Вплоть до 19 века требовалось точное совпадение клаузул рифмующихся слов. Только с середины 19 века в русской поэзии встречается все больше неточных рифм, а в 20 веке это становится обычной практикой.
Вот цитата с сайта (не помню, с какого):
«Если век девятнадцатый требовал от поэтов рифм точных как в звуковом плане, так и по написанию, то поэты Серебряного века сосредоточились только на слуховом совпадении звуков. Пушкин тоже иногда использовал в женских рифмах усечение звука: Евгений – тени, ступени – Евгений, няне – мечтаний. Но это было скорее исключением, символисты из исключения сделали правило. Принцип новой рифмы состоял в том, что стали рифмоваться те слова, в которых есть достаточное число сходно звучащих элементов. При этом сходные элементы могут быть расположены в словах даже в различном порядке, например, прерываясь несходными звуками («чердак – чехарда», «сколько им – кокаин», «восток – свисток» и др) . Новая рифма не только освобождала поэтов от необходимости соблюдать сходство окончаний, но и налагала на них новые требования -соблюдать тождество опорной согласной и искать сходство предыдущих звуков. Новая рифма – иная, нежели классическая, но она ни в коем случае не «менее точная» и «не менее строгая»».
Итак, если говорить предельно упрощенно и максимально обобщенно, то для современной (неклассический) рифмы необходимо:
1) совпадение последней (в строке) ударной гласной
2) наличие совпадающих или созвучных согласных, окружающих эту гласную - чем их больше, тем лучше
Вот так просто.
Ну а отдельные конкретные примеры мы рассмотрим на протяжении этого и следующих уроков.
Но начнем с опровержения первого правила - "совпадение последней ударной гласной".
Конечно, в абсолютном большинстве случаев для того, чтобы слова воспринимались как рифмующиеся, действительно необходимо совпадение ударных гласных. Даже, собственно, можно сказать не "в абсолютном большинстве случаев", а "всегда".
Но дело в том, что существует такой особый вид рифмы, который совпадения ударных гласных не требует.
Называется эта рифма диссонансной (или консонансной).
Кстати, "ассонанс" в переводе - "созвучие", а "диссонанс", следовательно,
будет "не-созвучие", то есть это рифма несозвучная. А учитывая, то рифма
по определению - это созвучие, получим несозвучное созвучие... ой, давайте
лучше на примерах.
Вот цитата с сайта:
"ДИССОНАНСНАЯ РИФМА (КОНСОНАНСНАЯ)– условная рифма, в словах которой полностью или частично совпадают согласные звуки, но различны ударные гласные (принадлежат к различным видовым парам - о видовых парах чуть позже):
парус - пелось, бублики - яблоки, страстный - грозный, норов - коммунаров, плавно - словно, слушать - лошадь … "
Честно говоря, мне бы не пришло в голову воспринимать слова "парус" и "пелось"
как рифму. Ну разве что как рифму холостую. Думаю, что и многие из вас, если
бы встретили приведенные рифмопары где-то в стихотворении, решили бы, что
"рифма потерялась". Ну не воспринимаются эти слова как созвучные, несмотря
на наличие большого числа совпадающих звуков. Вот бублики-яблоки - после
ударной гласной хвостики полностью совпадают, а как рифма - не воспринимается.
А оно все-таки рифма, только консонансная.
Так что можно взять это слово на вооружение для ответов рецензентам.
А рецензентам - учитывать, что такие рифмы есть.
И, может быть, вместо фразы "бублики-яблоки" не рифмуются" написать
"консонансная рифма "бублики-яблоки" не кажется мне удачной" )
Давайте рассмотрим примеры консонансных рифм.
Сначала из классики.
Было: социализм - восторженное слово!
С флагом, с песней становились слева,
и сама на головы спускалась слава.
Сквозь огонь прошли, сквозь пушечные дула.
Вместо гор восторга - горе дола.
Стало: коммунизм - обычнейшее дело.
(В.Маяковский)
Видите, здесь в словах слово-слева-слава (и дула-дола-дело) различаются ударные гласные, но в остальном слова совпадают (кроме гласицы, то есть безударной гласной, стоящей после ударной, но в безударной позиции "о" и "а" практически неразличимы). Именно такие слова являются наиболее интересными консонансными рифмами: плот-плут, пилочка-полочка, граб-груб, розовый-разовый...
Это действительно интересно, это прекрасная языковая игра, но... Но если в стихотворении с вполне классическими рифмами вдруг ни с того ни с сего вылезает консонанс - это выглядит, на мой взгляд, странновато.
Давайте посмотрим примеры на сайте.
Вот
здесь,
например.
Не знаю, сознательно или нет Автор использует консонансную рифму "походка-загадка".
Но, честно говоря, у меня сложилось ощущение, что Автор рифму просто потерял.
Вот здесь сделано замечание о внезапно появившейся консонансной рифме
Ну и в конце - ссылка на замечательную статью Лилит о миражных рифмах-
вот она!
Здесь рассказывается не только о консонансных (или, как Лилит Михаиловна пишет,
консонантных - кстати, как правильно?) рифмах, но и о визуальных, и о разносложных - в общем, почитайте!
А вот очень интересный пример с другого сайта. Но пример замечательный, не могу не привести.
Все это очень интересно, правда? но... но все-таки, на мой взгляд, это в большей степени игра. И, скорее, "для ума". А "для души" я бы предпочла нечто более классическое.
Хотя, возможно, я не права.
А вот прекрасный пример - кажется, из словаря Квятковского:
И лошади
усталый пар
И пот
из грязных пор —
Он облекал,
под град фанфар,
То в пурпур,
то в фарфор.
(С. Кирсанов)
Здесь есть смежные диссонансы (пар — пор, фанфар — фарфор) и перекрестные классические рифмы (пар — фанфар, пор — фарфор).
Мне кажется, что если бы это стихотворение было приведено само по себе,
безотносительно к теме "консонансные рифмы", то в нем была бы заметна
именно перекрестная рифмовка. А вот смежные пар-пор, фанфар-фарфор - это
красиво, конечно, но только как дополнение к классическим рифмам. ИМХО.
Итак, первое правило мы не опровергли, а скорее подтвердили -
в рифмующихся словах хочется видеть совпадение ударных гласных.
Как минимум.
И для этого "как минимум" есть специальное название - ассонансная рифма.
Вот как определена эта рифма на сайте:
АССОНАНСНАЯ РИФМА - созвучие в словах гласных звуков при полном или частичном несовпадении согласных.
Ровно - поздно, ветер - лебедь, звезда - трава...
Со "звездой-травой" все ясно,
но само определение меня несколько смущает.
Дело в том, что здесь сказано о "полном или частичном" несовпадении согласных.
Следовательно, "частично" согласные могут и совпадать.
Но если совпадают согласные после ударной гласной (пиров-котов-мостов), то такие рифмы вовсе не называются ассонансными, а называются точными! Мы их, собственно,
уже рассматривали. И даже если совпадают не все согласные после ударной гласной, а только один согласный, стоящий непосредственно после нее (ворон-город-порох), то и тогда рифма не называется ассонансной, а называется корневой, и такие рифмы мы рассмотрим позже. Так что, я думаю, в определении имеется в виду все-таки несовпадение согласных, стоящих ПОСЛЕ ударной гласной. И приведенный стихотворный пример это подтверждает:
Я сегодня до зари встану,
По широкому пройду полю.
Что-то с памятью моей стало
Всё, что было не со мной, помню.
(Р. Рождественский)
В приведенном примере рифмы, может, и ассонансные, но вполне созвучные.
За счет чего?
Правильно, за счет совпадения опорных согласных, то есть согласных,
стоящих перед ударной гласной: вСТАну-СТАло, ПОлю-ПОмню.
Такие рифмы широко распространены в современных стихах.
И они часто оказываются даже предпочтительнее точных рифм с совпадением
клаузул. Помню, где-то под стихом даже возник у нас диалог с уважаемым
Ефимом Даниловичем, и он написал, что предпочтет рифму "любим-рябин"
(а это рифма неточная, поскольку не совпадают клаузулы, но зато в ней
есть совпадение опорных согласных) рифме, например, "рябин-машин"
(которая точная, зато опорные согласные не совпадают)
И вот ищу теперь этот диалог - найти не могу! И Яндекс не помогает((((
А вот еще одно обсуждение ассонансной рифм -
под этим стихом
Вообще у этого Автора очень интересные рифмы, да и стихи замечательные -
стоит почитать!
А вот еще
пример ассонансных рифм
Это блиц, там мое стихотворение под девятым номером.
Видите, здесь используется перекрестная рифмовка. Клаузулы рифмующихся слов
не совпадают, не совпадают и согласные, стоящие после ударных гласных,
но при этом опорный согласный один и тот же. Причем он один и тот же
не только в рифмующейся паре, но и во всем четверостишье:
ДЫм-слеДЫ---ДОм-воДОй, СУть-СУК---пеСОк-СОв.
Такие рифмы, с совпадением ударных гласных и опорных согласных, обычно достаточно хорошо воспринимаются на слух. Действительно, чем они хуже рифм, например, дом-ром, дым-вторым?
Вообще у рифм с совпадением предударных звуков или слогов и название есть специальное - ПРЕДУДАРНЫЕ рифмы.
Чем больше звуковое сходство, тем созвучней рифма. Предударная рифма - единственная рифма, в которой клаузулы слов не играют рифмообразующей роли:
Сударыни - судачите, полегче - полезный, коробится - коровушка, присяга- присяду....
В поисках счастья, работы, гражданства
странный обычай в России возник:
детям у нас надоело рождаться,-
верят, что мы проживем и без них.
(Р. Рождественский)
И, учитывая, что в современных стихах созвучие часто переносится из
клаузулы "влево", то есть в предшествующую последней ударной гласной часть слова,
рифмы с совпадением опорных согласных (а тем более - с совпадением предударных слогов) и ассонансными-то обычно не называют. Хотя формально - ассонансные, конечно.
Но практически обычно ассонансными называют рифмы, где согласные не совпадают ни до, ни после ударной гласной, и тут действительно созвучие может едва улавливаться.
Вот пример
Cогласитесь, что рифмы облака-порвать, землёй-облаков, свобода-полета, держали-кувыркаясь - рифмы очень неточные. Да, ударные гласные совпадают, но больше-то опереться не на что, и созвучия не чувствуется.
Но в то же время ассонансные рифмы могут звучать очень хорошо.
В чем здесь секрет - то ли в сочетании с содержанием стихотворения,
то ли, может, в наличии все-таки совпадающих согласных, пусть и
расположенных достаточно далеко от ударной гласной, то ли еще в чем - не знаю.
Но вот здесь,
например,
мне ассонансные рифмы (канализации-резонансами и осколками-пробками)очень нравятся/
И вообще стихотворение супер!
И вот вот здесь. Просто чудо.
А вот
еще, пожалуй.
Очень интересные у Автора рифмы. Правда, интересные.
Но я в них до сих пор не разобралась.
Ну вот боль-судьбой, пожалуй, ассонансная с совпадением опорной согласной,
а мир-Ахилл - так точно ассонансная.
И ведь созвучие хорошее! Что ж я вовремя не увидела? Не иначе как разбиение
на строчки меня сбило. И сейчас, пожалуй, даже понимаю, почему )
Вообще у этого Автора интересные рифмы, вот это стихотворение почитайте,
например
Явно рифмы "не по правилам" составлены, а ведь здорово!
Впрочем, что значит "не по правилам"? Мы же еще правил не знаем!
Но узнаем! Только чуть позже. А на сегодня, пожалуй, хватит.
Мы сегодня поговорили о наиболее "несозвучных" рифмах, то есть о консонансных (где не совпадают ударные гласные) и об ассонансных (где совпадают ударные гласные, но не совпадают стоящие после них согласные)
Следующий раз поговорим о более точных (или более созвучных, или более "классических") рифмах.
А пока - вопросы и задания:
1. Что такое консонансные (диссонансные) рифмы? Приведите примеры
2. Что такое ассонансные рифмы? Приведите примеры
3. Что такое предударные рифмы? Приведите примеры
4. Что я напутала в этом тексте?
Если вдруг есть вопросы-замечания-предложения -
пишите!