Пример классификации рифм
Итак, мы научились классифицировать рифмы по
положению в строке, грамматической форме и составу слов, практике использования,
по ощущению и точности. А еще мы умеем различать рифмы по объему - мужские-женские-дактилические, эта классификация рассматривалась на уроках по ритму.
И еще, тоже на уроках по ритму, мы научились определять схемы рифмовки.
Попробуем примерить наши знания?
Давайте попробуем применить наши знания. Возьмем какое-нибудь стихотворение на сайте и отклассифицируем все использованные в нем рифмы.
Ну вот это стихотворение,
например (совершенно замечательное!):
Небо сегодня плачет, будто побито дробью…
Старый сосед по даче вновь посадил рассаду,
В землю секреты пряча, что-то вскопал, удобрил,
Много земли, а значит – много трудиться надо…
Дождь поливает мерно нежный покров зеленый…
Здесь, на краю вселенной, чтобы увидеть чудо,
Нужно немного веры: вмиг вырастают клены,
Тянутся к свету кедры, тянутся ели к югу…
Капли стучат по листьям, небо свинцово бредит,
Будто на бога злится… Время летит незримо, –
Вечер. Свежо и чисто… Вот и закончен третий
Хмурый, дождливый, мглистый День Сотворенья Мира…
Итак, начнем с положения рифм в строке. Здесь кроме концевых ("обычных") рифм есть еще и внутренние. Они хорошо заметны, так как ритмически строки делятся цезурой, и эта цезура внутренние рифмы подчеркивает (или рифмы подчеркивают цезуру).
Вообще размер "неклассический" - это логаэд, схемку можно нарисовать так:
1001010 | 1001010. Видите, строка четко пополам цезурой делится, и, соответственно, рифмы есть в середине строки.
Теперь разбираемся со схемой рифмовки.
Для концевых рифм рифмовка перекрестная, абаб, то есть в четверостишье первая строчка рифмуется с третьей (дробью-удобрил), вторая - с четвертой (рассаду-надо).
А вот с внутренними рифмами интереснее, здесь монорим, то есть рифмуются все четыре строчки (плачет-даче-пряча-значит).
Что касается объем рифм, то тут все очень просто - все рифмы женские, то есть с ударением на предпоследнем слоге.
Ну а теперь займемся свежеизученными классификациями.
Начнем, пожалуй, с того, что банальных рифм здесь нет, и грамматических тоже.
И не надо! Стихотворение глубокое и нестандартное (так скажем) по смыслу,
и рифмы здесь современные, абсолютно лишенные налета классицизма.
Тавтологических, полутавтологических и омонимических рифм тоже нет, как нет и составных рифм, то есть везде рифмуются одиночные слова.
Вот давайте их все и рассмотрим. Сначала концевые.
дробью-удобрил - это рифма разнородная, так как рифмуются разные части речи: существительное и глагол. Рифма субъективно-акустическая, и, соответственно, неточная, клаузулы не совпадают (обью-обрил), а ведь звучит хорошо! За счет чего? Посмотрите, как интересно: в обоих словах есть предударный согласный "д", усиливающий созвучие. А кроме того, в обоих словах есть "р", только в слове "дробью" он стоит перед ударной гласной, а в слове "удобрил" - после. Таким образом, несмотря на несовпадение клаузул, есть достаточное количество совпадающих согласных, окружающих ударную гласную, что и делает рифму созвучной.
рассаду-надо - тоже разнородная рифма (существительное-наречие), субъективно-акустическая, но при этом точная (так как клаузулы различаются только гласицей)
зеленый-клены - рифма разнородная (прилагательное-существительное), субъективно-акустическая и неточная. Но, согласитесь, очень созвучная. Здесь клаузулы различаются всего лишь тем, что в одном из рифмующихся слов на конце есть дополнительный согласный "й", а в другом слове он отсутствует, называется это усеченной рифмой, и этот тип рифм мы позже рассмотрим. И, кроме того, совпадают опорные согласные - "л". Если следовать классификации сайта rifmoved.ru, то богатой эту рифму назвать нельзя, так как она неточная, но, во всяком случае, совпадение опорных согласных отметим. Кстати, если говорить о практике использования, то эта рифма очень "знакомая", во всяком случае, если бы надо было подобрать рифму к слову "клены", то рифма "зеленый", наверное, первая бы пришла в голову. Но как банальная она не воспринимается. А вот интересно, почему? У меня есть предположение, но, я думаю, оно неправильное :)
чудо-югу - рифма однородная (существительное-существительное), субъективно-акустическая и неточная. Здесь, пожалуй, неточность особенно заметна. Дело в том, что здесь в рифмующихся словах различаются корневые рифменты (о рифментах мы тоже поговорим), так что, наверное, эту рифму можно даже назвать ассонансной... Но, согласитесь, слух не режет.
бредит-третий - рифма разнородная (глагол-числительное), субъективно-акустическая, неточная. Тем не менее созвучие очень хорошее. Клаузулы различаются здесь глухостью-звонкостью согласного (д-т), что, как мы знаем, возможно и для объективно-акустических и точных рифм, но еще и последним согласным (т-й). Различие последних согласных, конечно, гораздо менее заметно, чем различие согласных, стоящих после ударной гласной. Такая рифма называется мягкой конфликтной (об этом тоже поговорим) и широко используется. А кроме того, здесь совпадают опорные (стоящие перед ударной гласной) согласные. Да к тому же это согласный "р" - заметный, обращающий на себя внимание.
незримо-мира - разнородная рифма (наречие-существительное), субъективно-акустическая и неточная. Здесь, как и в случае рифмы "чудо-югу", слова имеют разные рифменты, и созвучия могло бы и не быть... но, обратите внимание - ударную гласную в обоих словах окружают одни и те же согласные - "м" и "р", только они местами переставлены! Такая рифма называется перестановочной, и тоже обеспечивает достаточно хорошее созвучие.
Теперь перейдем к внутренним рифмам.
Здесь будет сложнее, поскольку рифмуются все четыре строчки четверостишья, а значит, надо рассматривать 6 рифменных пар (1-2, 1-3, 1-4, 2-3, 2-4, 2-5) в каждом четверостишье.
Ну, я попробую начать, а вы можете сами продолжить.
плачет-даче - разнородная (глагол-существительное), субъективно-акустическая. неточная. Это опять же усеченная рифма (как зеленый-клены), вид широко применяемый и обеспечивающий хорошее созвучие
плачет-пряча - разнородная (глагол-наречие), субъективно-акустическая, неточная... и тоже усеченная. Хотя здесь есть еще различие гласиц (е-а), но определяющим является наличие согласного на конце одного слова и отсутствие - на конце другого. Ну а различие ударных гласных по "твердости-мягкости" (а-я), как мы знаем, вещь абсолютно законная.
плачет-значит - разнородная (глагол-наречие? наречие или тоже глагол? ой, надо русский учить!), субъективно-акустическая и при этом точная - различие в гласице (е-и).
даче-пряча - разнородная, субъективно-акустическая, точная - различие в гласице е-а. Правда, в одном случае гласица твердая, а в другом мягкая, и вроде как их нельзя считать адекватными... но согласная-то у нас "ч", она всегда мягкая! Так что тут, кажется, гласицу надо признать адекватной.
даче-значит - разнородная, субъективно-акустическая, неточная. Здесь тоже в одном слове есть согласный на конце, в другом - нет, мы такие рифмы называли усеченными... ничего подобного! Эта - надстроечная! дело в том, что если согласный есть в первом слове, то рифма усеченная (второе слово усекли), а если согласный есть во втором слове, то рифма надстроечная (второе слово надстроили)
пряча-значит - аналогично.
Ну а дальше давайте сами :)
Вопрос теперь: а зачем все это надо?
А, в общем, и не надо. Просто интересно, сколько всего умного придумали умные люди.
Это во-первых.
Во-вторых, знание терминологии помогает. Вместо того, чтобы писать длинную фразу "различие заключается в том, что в первом слове на конце присутствует согласный, а во втором его нет", написали коротко - "усеченная рифма". А если
рецензенту эта рифма не нравится, так и щегольнуть термином можно: "Да вы что, это ж усеченная рифма, широко применяется, даже Пушкин использовал... И Алиса Знакомая :)".
Ну а в-третьих, понимание того, какие различия в рифмующихся словах
допустимы, чтобы сохранить хорошее созвучие, позволяют определить направление
поисков интересных, неизбитых рифм.
Об этом мы поговорим подробнее на следующих уроках, а пока попробуем сделать вывод по разобранному стихотворению.
Что у нас получилось? Что почти все рифмы являются разнородными и субъективно-акустическими, и, следовательно, неточными.
Так что же, в современных стихах только такие и используются?
Нет, конечно.
Во-первых, обратите внимание, что рифмы здесь женские, так что "свобода вариаций"
в клаузуле имеется. Если рифмы мужские - они, как правило, будут точными, вот хоть
здесь
можете посмотреть. Видите, мужские рифмы (концевые) - точные: Туре-мошкаре, жара, комара... А вот женские (внутренние) рифмы - далеко не всегда точные.
Во-вторых, классические точные рифмы никто не отменял, и они тоже могут выглядеть вполне современно - ну вот хоть здесь посмотрите.
Но тем не менее "тенденция есть".
То есть (это я на каком-то сайте прочитала) современная рифма уходит от
строгого соответствия клаузул; при этом бОльшее внимание уделяется созвучию
предударных частей слова; а способы, которым удается добиться хорошего
восприятия рифмы, довольно многообразны.
Вот об этих способах и попробуем поговорить на следующих уроках.
А теперь - вопросы и задания:
1) Возьмите какое-то стихотворение (классическое или на сайте) и попробуйте
классифицировать в нем рифмы: по ощущению (графические-акустические...), точности (точные-приблизительные), грамматической форме слов (грамматические,однородные, однокоренные, составные....), практике использования (банальные-оригинальные)
2) Что я напутала в этом тексте?
Если вдруг есть вопросы-замечания-предложения -
пишите!