Классификация рифм по точности
На прошлых уроках мы говорили о классификации рифм по количеству и грамматической форме рифмующихся слов, по практике употребления и по ощущению.
Напомню, что по ощущению рифмы делятся на графические (когда написание клаузул совпадает, а произношение - нет, например, немного-второго), графически-акустические (когда совпадает написание и произношение клаузул, например, машина-малина) и акустические, когда написание клаузул не совпадает, но произношение кажется созвучным. Акустические рифмы, в свою очередь, делятся на объективные акустические, которые кажутся созвучными большинству людей в связи с объективными законами произношения (например, солдат-парад-наряд-горят, спица-спится) и субъективные акустические, восприятие которых различно у разных людей, например, солдат-отдать, читать-плита, счастье-участник)
Сегодня рассмотрим еще один очень простой способ классификации, который, как и классификация по ощущению, связан с восприятием степени созвучности рифмы.
Изучаемые понятия: точные, неточные рифмы, богатые, абсолютные, глубокие рифмы
Говоря о качестве рифм, обычно употребляют понятие "точная" и "приблизительная" рифма.
Точная рифма - это, конечно, хорошо. И само слово "точность" подразумевает точность определения, но...
"Понятие точной рифмы относительно и изменчиво; оно определяет предел, определяемый художественными вкусами эпохи, более свободными или более требовательными" (В. Жирмунский).
Так что и здесь никуда не уйти нам от субъективности.
На сайте rifmoved.ru предлагается к ТОЧНЫМ РИФМАМ относить следующие:
1) графически-акустические рифмы (с точным совпадением клаузул - широкий-высокий, зенит-кипит )
2) объективные акустические рифмы (см. предыдущий урок - далекий-высокий, солдат-отряд, лужица-кружится )
3) рифмы с адекватной гласицей (гласицей называется гласная, расположенная после последней ударной гласной. Например, в слове "колодец" после ударной гласной "о" есть безударная гласная "е", так вот это и есть гласица). А вот что такое адекватная гласица, я не совсем поняла. То ли речь идет о том, что в рифмующихся словах в клаузуле в безударной позиции должны быть гласные, которые при редукции образуют один и тот же звук, то есть пары е-и либо а-я, то ли речь просто о том, что в обоих рифмующихся словах должна быть либо "твердая", либо "мягкая" гласица (то есть, соответственно, либо в обоих словах твердый, либо в обоих словах мягкий согласный звук). Скорее, пожалуй, второе, судя по приведенным примерам:
лето- карета, новый – подковой, узел - контузил…
Видите, в слове "лето" гласица "о", в слове "карета" - "а", но произносятся они в безударной позиции одинаково. То же касается гласицы "е" в слове "узел" и "и" в слове "контузил". А вот гласицы "ы" в слове "новый" и "о" в слове "подковой" явно произносятся по-разному, но тем не менее, раз этот пример приведен, то они, видимо, считаются адекватными.
В общем, видимо, можно сделать такой вывод, что в точных рифмах клаузулы могут
различаться:
1) звонкостью-глухостью согласного, стоящего на конце слова или перед другим согласным (кот-род)
2) "твердостью-мягкостью" ударной гласной (пол-мёл)
3) написанием, не совпадающим с произношением, при условии, что по орфоэпическим нормам произношение одинаковое (второго-Комарово)
4) гласицей, при условии, что в обоих рифмующихся словах она либо "твердая", либо "мягкая" (синий-иней)
Причем возможна комбинация этих различий, например, параду-отряда (звонкость-глухость согласного на конце плюс "твердость-мягкость" ударной гласной плюс различие гласиц)
А все остальные рифмы, значит, будут неточными.
При этом учитываются только клаузулы, но ничего не говорится о совпадении предударной части слова.
Однако и созвучия в предударной части слова можно учесть!
Наиболее точными рифмами являются БОГАТЫЕ, ГЛУБОКИЕ либо АБСОЛЮТНЫЕ рифмы. В этих понятиях учитывается созвучие предударной части слов, но требования к качеству совпадения клаузул остаются прежними!
АБСОЛЮТНАЯ РИФМА - рифма, состоящая из слов, идентичных по своему звуковому составу, за исключением предударного согласного (твёрдый в одном слове и мягкий в другом): Слог – слёг, завяленный – заваленный, оброк- обрёк, мыло - мило, блуза - блюза, томный – тёмный, забыть – забить, ложа - лёжа, метр – мэтр, грозы – грёзы, минёр - минор, потомки - потёмки, простыл - простил, томен - тёмен, слыть - слить, выселится - виселица, клон - клён..
Чернилами я не марал бы пальцы,
Не засорял бумагою чердак,
И за бюро, как девица на пяльцы,
Стихи писать не сел бы я никак.
(А.С. Пушкин)
Вперёд одна в надежде томной
Не жди меня средь ночи тёмной.
(А.С. Пушкин)
Таких слов не так много, и они называются СЛОВА-БЛИЗНЕЦЫ
БОГАТАЯ РИФМА - рифмосочетание слов с совпадением опорных предударных звуков (то есть согласных звуков (или звука), стоящих перед ударной гласной): Раб - араб, буду - позабуду, чары - янычары, дядья - бадья, ведь - медведь, клоп - циклоп, живая - призывая, мир - кумир, взор - позор, волен - доволен, друг - вдруг, награда - винограда, порога - дорога, тятя - дитятя...
Так связан, съединен от века
Союзом кровного родства
Разумный гений человека
С творящей силой естества.
(Ф.Тютчев)
Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
(С. Есенин)
При этом клаузулы безусловно должны совпадать!
(примечание: понятие, противоположное понятию "богатый" - бедный. Но бедными рифмами называют вовсе не рифмы с несовпадающим предударным согласным, а грамматические рифмы, в том числе глагольные. Получается, что бедная (глагольная) рифма "дышать-мешать" является богатой вследствие совпадения предударных согласных... терминология - класс!)
И еще у меня есть вопрос. Если предударный согласный совпадает, а клаузула - нет,
то можно ли называть такую рифму богатой? Судя по тому, что написано на сайте rifmoved.ru - нельзя, так как там богатая рифма определяется как частный случай точной рифмы. Но, если я правильно помню, практически богатой рифмой иногда называют и рифмы с несовпадающими клаузулами - исключительно по признаку совпадения опорного согласного. То есть в этом случае рифма рябин-любим будет неточной (клаузулы различаются: ин-им), но богатой (опорный согласный "б" в обоих случаях).
Вообще, как я уже писала, нельзя сказать, чтобы терминология отличалась особой строгостью, так что, видимо, придется в каждом конкретном случае рецензии разбираться, что рецензент имел в виду.
ГЛУБОКАЯ РИФМА – рифма из слов, в которых, помимо окончаний, совпадают целые предударные слоги:
Вода - провода, полей - тополей, бывать – забывать, пора - топора, попей - эпопей, мотив - локомотив, хожу - нахожу, полам - пополам, лаборатории - об оратории, этический - поэтический...
При этом клаузулы также должны совпадать!
Однако в более широком понимании, глубокая рифма может рассматриваться как рифма из слов, предударные части которых имеют большее звуковое сходство и могут компенсировать недостаточное созвучие заударных частей слов.
Хотя для таких рифм – со сходством предударных частей и различием клаузул – есть специальное название – предударная рифма
Ну что ж, разобрали мы разные способы классификации рифм.
Правда, если Вы зайдете на сайт rifmoved.ru, то увидите, что самую главную классификацию - "по происхождению", основанную на рифмотипах слов, мы не рассматривали. И - сразу предупреждаю - не будем. Не то чтобы это слишком сложно, просто, мне кажется, много всего, да и слишком затеоретизировано.
Я попытаюсь учитывать этот материал, но "усилить практическую направленность",
то есть написать о том, в каком направлении надо вести поиск рифмующихся слов, чтобы получившиеся рифмы были (или казались большинству) созвучными.
Может, конечно, у меня хуже получится, но тогда как раз и можно будет посмотреть
первоисточник.
Этим мы займемся чуть позже.
А сначала попробуем применить наши знания, разобрав рифмы в каком-нибудь из стихотворений. Это мы сделаем на следующем уроке.
А пока - вопросы и задания:
1) Что такое точные рифмы? приблизительные? приведите примеры
2) Что такое богатые рифмы? глубокие? абсолютные? приведите примеры
3) Что я напутала в этом тексте?
Если вдруг есть вопросы-замечания-предложения -
пишите!