rifma10

Классификация рифм по ощущению

На прошлых уроках мы говорили о классификации рифм по количеству и грамматической форме рифмующихся слов , выделяя грамматические (параллельные), в том числе глагольные, рифмы, а также рифмы однородные, разнородные, однокоренные, составные, омонимические и каламбурные. Рассматривали мы и классификацию рифм по практике употребления, вернее, пытались выяснить, что такое банальные рифмы и чем они плохи. И вот наконец-то пришло время рассмотреть те качества рифмы, которые, собственно,и делают ее рифмой, то есть созвучием.

Разговор на эту тему будет, пожалуй, долгим, и сразу предупреждаю, что далеко не все, что по этому вопросу написано на замечательном сайте rifmoved.ru, я поняла, но уж что поняла - то и попытаюсь рассказать.

Изучаемые понятия: акустические, графические и графически-акустические рифмы.

По ощущению рифмы классифицируются на акустические, графические и графически-акустические.

Принцип классификации очень простой. Мы стихи можем читать (глазами), а можем воспринимать "на слух" (даже когда мы читаем "про себя", мы же все равно представляем, как стихотворение будет звучать). Вот и получается, что если "на глаз" окончания строчек одинаковые, это будет графическая рифма, если же они "на глаз" разные, а "на слух" одинаковые - акустическая, а если и "на глаз" и "на слух" одинаковые - графически-акустическая.
Вот и все содержание урока :)

Давайте теперь это подробнее рассмотрим с примерами.

И вначале еще надо сделать одну существенную оговорку.
В "классических" рифмах (или, если хотите, в "классической теории рифм") при определении созвучности (соответствия) рифмующихся слов рассматриваются только и исключительно клаузулы (напоминаю - это "хвостики" слов или строк, от последней в строке ударной гласной до конца строки; например, в слове "малина" клаузула "ина", а если строка заканчивается сочетанием "надо ли", то клаузула будет "адоли"). Это связано с тем, что в классическом русском стихосложении от рифмующихся слов требовалось совпадение клаузул.
Вот на основании соответствия клаузул и проводится классификация рифм.
Но в современных стихах часто созвучие "переносится в глубину строки", то есть несоответствие клаузул может быть скомпенсировано созвучием предыдущих частей слова. Об этом позже, наверное, поговорим подробнее, а пока, в строгом соответствии с классикой, рассмотрим графические, акустические и графически-акустические рифмы.

ГРАФИЧЕСКАЯ РИФМА– рифма из слов, окончания которых совпадают по написанию, но не совпадают по звучанию. Не образуя слуховой гармонии, графическая рифма является таковой чисто условно (рифма для глаз) и в наши дни почти не применяется. Графическая рифма связана со следующими особенностями языка (в скобках показано различие "на слух"):
1) с изображением на письме многострадальной буквы "ё" как "е", в результате чего слова, в одном из которых ударной гласной является "ё", а в другом - "е", могут образовывать графическую рифму: утес-лес (ёс-ес), смелый-весёлый (елый-ёлый)
2) с произношением окончания "ого" (родительный падеж прилагательных мужского рода) как "ово": большого-немного (ово-ого)
3) с произношением в ряде слов сочетания "чн" как "шн": вечно-конечно (ечно-ешно), срочно-нарочно (очно-ошно)

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
(И.А. Крылов)

Он с лирой странствовал на свете;
Под небом Шиллера и Гете.
(А.С. Пушкин)

Обратите внимание: графически (на письме) клаузулы совпадают точно!
Но может возникнуть ситуация, когда и написание клаузул несколько различается, например, если слово "большого" будет рифмоваться, например, не со словом "немного" (на письме и там и там клаузула "ого"), а со словом "дорога" (клаузулы "ого" и "ога"). Если я правильно понимаю, в таком случае к графическим рифмы уже не относятся.

А вот и пример с rifmer.com:
Видите, здесь рифмуются слова "бога" и "золотого", на письме совпадение окончаний почти полное, а на слух воспринимается несколько странновато.

ГРАФИЧЕСКИ-АКУСТИЧЕСКАЯ РИФМА - клаузулы рифмующихся слов совпадают и по написанию, и по звучанию: лунный – струнный, света – карета, носим – бросим, море – горе, точный – порочный, знаем – раем..

О, говори хоть ты со мной,
Подруга семиструнная!
Душа полна такой тоской,
А ночь такая лунная!
(Аполлон Григорьев)

Вплоть до 18 века русская поэзия строилась исключительно на таких рифмах.
Конечно, полное соответствие окончаний рифмующихся слов - это замечательно, но проблема в том, что такое соответствие чаще всего бывает у одинаковых частей речи в одинаковой форме (получаем грамматическую рифму, которую так не любят на конкурсах). А поскольку графически-акустические рифмы являются традиционными для русской поэзии, то многие из них стали банальными, и даже если не банальными, то несколько "приевшимися", и к тому же несущими явный налет "классицизма".
Так что, несмотря на точность этих рифм, при их использовании нужна некоторая осторожность.

Ну а самый большой класс рифм - акустические.

АКУСТИЧЕСКАЯ РИФМА - рифма, состоящая из слов, ритмические окончания которых различны по написанию, но совпадают по звучанию: грешно – конечно, красавица – кудрявиться, ящик - оснастчик, рыться – злится, существо – ничего, снова - младого...
Рифма – абстрактное понятие, которое существует только благодаря нашему слуховому восприятию и сознанию, дающему оценку услышанному. Поэтому под явлением рифмы всегда понимается именно акустическая рифма - хорошо созвучная на слух и не обязательно совпадающая на письме.
Но "созвучие" - вещь субъективная. То, что кажется созвучным одному человеку, другому может показаться почти совсем не созвучным. Поэтому и оценка рифмы будет субъективной.
Тем не менее, существуют и объективные законы произношения (во всяком случае, это касается литературно-правильного произношения, то есть правил орфоэпии), поэтому некоторые слова, различающиеся по написанию, будут казаться созвучными всем людям, для которых такое произношение является естественным.

Соответственно, выделяют объективные и субъективные акустические рифмы.

ОБЪЕКТИВНЫЕ акустические рифмы строго подчинены законам произношения и воспринимаются всеми как созвучные.
Различия в написании при этом могут быть следующими:
1) различие глухого и звонкого согласной на конце слова (звонкий согласный оглушается): рот-род, солдат-парад, поп-лоб, мышь - рыж, слуг-стук...
Кроме того, звонкий согласный оглушается и в том случае, если он стоит перед глухим согласным: локти-когти
В таких случаях, несмотря на различие в написании, "на слух" клаузулы будут восприниматься как абсолютно созвучные.
Если я правильно поняла, к объективным акустическим рифмам относят слова, где клаузулы различаются глухостью-звонкостью согласного, даже в том случае, если после этого согласного стоит гласный: рода-рота, солдатом-парадом, росы-розы. Действительно, созвучие сохраняется и в этом случае, но оно все-таки "хуже", чем когда по глухости-звонкости различаются согласные в конце слова.
Кстати, на сайте rifmoved.ru приведена очень хитрая "классификация рифм по родственным связям", так вот там рифмы типа "солдат-парад" являются родными, а "солдата-парада" - двоюродными

2) различие "твердой" и "мягкой" ударной гласной. Не сильна я в фонетике, так что не знаю, есть ли твердые и мягкие гласные, но, во всяком случае, речь идет о твердости и мягкости согласных, предшествующих ударной гласной. Но сам этот согласный в клаузулу не входит и при анализе рифмы не учитывается! Зато учитываются ударные гласные, вот они-то и могут различаться по "твердости-мягкости", образуя пары а-я, о-ё, у-ю, ы-и, э-е. Таким образом, объективными акустическими рифмами будут сыр-пир, полёт-осот, наряд-парад

3) различия, связанные с особенностями литературно-правильного произношения, а именно:
3а) произношение окончания "го" как "во": ничего-каково, второго-здорОво
Если я правильно поняла, то в случае, когда в словах гласные, стоящие после ударной, различаются, такие слова уже к объективной акустической рифме не относятся, хотя созвучие, на мой взгляд, ничуть не хуже, например, второго-корова. Впрочем, такие рифмы все равно считаются точными, но об этом чуть позже.
3б) произношение "чн" как "шн": конечно-успешно, душно-скучно
3в) произношение "зж" как "жж": брезжить-нежить
3г) произношение сочетаний "сч", "зч", "жч", "стч", "здч" в середине слов как "щ": бросче-в роще, жестче-теще
3д) произношение сочетаний "стн" и "здн" как "сн" и "зн" (непроизносимые согласные): властно-заразно, страстный-красный, разный-праздный, честно-интересно
3е) произношение "тся/ться" как "ца" (и вообще "тс" как "ц"): детский-немецкий, колоться-колодца, нравиться-красавица, спится-спица

СУБЪЕКТИВНЫЕ акустические рифмы - созвучия слов, основанные сугубо на индивидуальном восприятии. Такие рифмы могут казаться созвучными для одних и неприемлемыми для других.
На сайте приведены следующие примеры: Ступа – рупор, метр – оркестр, ваши – фальши, они – раним, сласти – счастье, всё – колесо, выставка – выходка, реактор – адаптер …

В общем, субъективные акустические рифмы - это "все остальные" рифмы, за исключением графических, графически-акустических и объективных акустических, то есть абсолютное большинство рифм, используемых в современных стихах.
Естественно, что "качество" этих самых акустических рифм может быть разным.
Хотя "качество" - понятие субъективное (как, собственно, и следует из названия рифм). Но, во всяком случае, одни рифмы (например, дыши-машин), вероятно, покажутся созвучными гораздо большему числу людей, чем другие (например, машин-молить).
И на протяжение нескольких следующих уроков мы попытаемся разобраться, каким же правилам подчиняются те рифмы, которые, как правило, большинству людей кажутся созвучными.

А пока - вопросы и задания:
1) Что такое графические рифмы? графически-акустические? субъективно- и объективно-акустические? Приведите примеры
2) Возьмите какое-то стихотворение (классическое или на сайте) и попробуйте классифицировать в нем рифмы по ощущению: графические-акустические(субъективные и объективные), графически-акустические
3) Что я напутала в этом тексте?


Если вдруг есть вопросы-замечания-предложения - пишите!