rifma6

Грамматические рифмы

Сегодня поговорим о тех рифмах, за которые на конкурсах часто делают замечания.

Но сначала - краткое содержание предыдущих серий.
Кроме рифмованных, существуют нерифмованные стихи.
Это белый стих - в котором выдержан стихотворный размер,
и верлибр - в котором стихотворный размер не соблюдается.
В рифмованных стихах могут использоваться нерифмованные строки, это называется холостой рифмой. Чаще всего холостая рифма появляется в 1-3 строчках четверостиший, и иногда выглядит неплохо, но чаще воспринимается как недостаток.
Существуют схемы рифмовки, где определенные строки не рифмуются, например, рифмовка в рубайат (ааба, не рифмуется третья строка) или в касыдах, где не рифмуются нечетные строки двустиший.
Рифма может опускаться автором намеренно в определенном месте стихотворения для создания юмористического эффекта.
Кроме конечных рифм могут быть начальные, внутренние, стыковые рифмы и панторифмы, но это экзотика, а рифмы на концах строк - естественная вещь в русской поэзии. Связано это с тем, что рифмы позволяют лучше выявить деление на строки, которое принципиально важно в стихах, поскольку строка является основной ритмической, интонационной и смысловой единицей текста.

Ну вот. А теперь переходим к теме урока.

Изучаемые понятия: грамматические (параллельные, бедные) рифмы, глагольные рифмы.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ (ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ) РИФМЫ – рифмы с использованием слов одинаковой части речи в одинаковой грамматической форме: Играем - страдаем, поэту - свету, горе - море, птичьем – девичьем, тростником – плавником, ворожим – ворошим, далёкому - одинокому….
Подчеркиваю - не просто одинаковые части речи, а именно в одинаковой форме! То есть смелый-умелый - это грамматическая рифма, а вот смелый - умелых - уже нет.
Надо сказать, что чаще всего грамматические рифмы встречаются в глагольном варианте, то есть рифмуются глаголы в одинаковой форме: ждать-искать, писал-читал, метет-идет... Такие рифмы так и называют - ГЛАГОЛЬНЫЕ.

Грамматические рифмы иногда еще называют БЕДНЫМИ. Но поскольку бедными называются еще и другие рифмы, по совершенно другому признаку, этот термин я употреблять не буду. С терминологией вообще беда, сразу видно, что вырабатывали ее люди творческие и от точных наук далекие :)

Вообще-то грамматические рифмы широко используются, и в них как таковых нет ничего плохого.
Ну, например:

Буря мглою небо КРОЕТ,
Вихри снежные крутя.
То как зверь она ЗАВОЕТ,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой ЗАШУРШИТ,
То как путник запоздалый
К нам в окошко ПОСТУЧИТ.

Или вот, пожалуйста:

Здесь лапы у елей дрожат на весу,
Здесь птицы щебечут ТРЕВОЖНО.
Живешь в заколдованном диком лесу
Откуда уйти НЕВОЗМОЖНО.
....... В какой день недели, в котором часу
Ты выйдешь ко мне ОСТОРОЖНО,
Когда я тебя на руках унесу
Туда, где найти НЕВОЗМОЖНО.

Кто сказал, что это плохо?

Почему же так не любят на поэтических конкурсах грамматические (и особенно глагольные) рифмы?

Пожалуй, я бы выделила четыре причины.
Вернее, даже пять. Но о пятой (или первой, в общем, самой интересной) мы поговорим через урок.

1) На сайтах очень часто встречаются стихи начинающих и не слишком умелых авторов (вот так мягко их охарактеризуем), где рифмы сплошь (или почти сплошь) грамматические. Содержание этих стихов, как правило, особой художественной выразительностью не отличается. Хотя может быть очень даже миленьким.
Ну вот пример.
(А как автор-то с тех пор вырос в плане рифм! просто не узнать!)
Итак, в приведенном стихотворении мы видим рифмы: шумит-говорит, повидал-рассказал, побывал-поиграл.... и наконец-то не глагольная (но тоже грамматическая, и к тому же несозвучная, то есть почти и не рифма) – острова-леса! Ну и дальше аналогично. Вообще когда в стихотворении такие рифмы, его даже читать не хочется, и, как правило, действительно можно не читать :)
У посетителей сайта уже аллергия выработалась на эти рифмы! Поэтому они и воспринимаются очень болезненно. То есть стихотворение сразу соотносится с многочисленными прочитанными не слишком умелыми, не слишком выразительными и не слишком интересными стихами, и тоже кажется неумелым, невыразительным и неинтересным.
Причем вполне допускаю, что многочисленным "друзьям и знакомым" автора грамматические рифмы ничуть не мешают - просто потому, что "друзья и знакомые" на эти рифмы аллергию еще не выработали.

2) Грамматические (особенно глагольные) рифмы очень легко подбираются. Поэтому, когда они используются в стихотворении, создается впечатление, что автор просто поленился подобрать другие.
Кстати, попытка избавиться от грамматической рифмы действительно может принести пользу – это лишний повод задуматься над стихотворением, попытаться переставить слова, найти новый поворот сюжета, придумать интересный образ или метафору... В общем, вы попробуйте - может, вам понравится!
И конечно, абсолютно естественно, когда на конкурсе за использование грамматических рифм снижается оценка.
Это же не просто "стихотворение для души" - это конкурс, где авторы демонстрируют, помимо всего прочего, и владение техникой.
Вот здесь, например абсолютно справедливо наличие грамматических рифм рассматривается как недостаток, снижающий оценку. И остается только надеяться, что рецензент с пониманием отнесется к снижению оценки за аналогичный недостаток в собственных стихах.
Другое дело, что часто замечания о наличии грамматических рифм являются пустой формальностью. Просто бывает, что не нравится что-то в стихотворении, а что - объяснить трудно. Зато грамматические рифмы (а часто рифма - одна на все стихотворение)- вот они, на виду! И это указывается как замечание.
Вот
здесь мы по этому поводу в комментариях поговорили - там рецензент отметил одну-единственную (на пять строф) глагольную рифму как недостаток.
Или вот еще пример. Не думаю, что если бы глагольной рифмы (одной!) не было, оценка Алекса была бы выше

3) Грамматические рифмы часто использовались в стихах 19 века, поэтому могут придавать стихотворению некоторую "несовременность", "налет старины".
Кстати говоря, и в ответах на замечания обидчивые авторы ссылаются на Пушкина - почему это ему можно, а мне нельзя?
Ну что тут ответишь... разве что: "Автор, но Вы же не Пушкин" :)
Ну а если серьезно, то понятие о рифмах изменялось по мере развития русской поэзии. В древнерусской поэзии грамматические рифмы преобладали. Это и понятно - тогда от рифмы требовалось полное совпадение клаузул (окончаний от последней ударной гласной), а найти слова в разной форме с совпадающими клаузулами - дело нелегкое. Вот и рифмовалось отбивает-отгоняет, брег-снег. И в этом плане Пушкин выступил как раз новатором, отказываясь (иногда) от точного совпадения клаузул. Но, конечно, грамматических рифм в его произведениях немало. Вот в "Медном всаднике", например, как подсчитали ученые (все-то они подсчитали), 20% рифм - глагольные. Но!
Во-первых, все-таки 20, а не 80, как в некоторых стихах, авторы которых мнят себя гениями
Во-вторых, эти авторы, которые утверждают, что пишут, как Пушкин, почему-то не хотят одеваться, как он, и жить в тех же бытовых условиях, как он: без водопровода, канализации... и интернета, конечно. Жизнь изменилась, литература изменилось - и восприятие рифмы изменилось тоже! Так что попытка следовать Пушкину по чисто формальным критериям - неперспективный путь, с моей точки зрения.
В-третьих (и самое главное)... все-таки, знаете, у Пушкина-то лучше получается :)
Вот было бы, как у Пушкина - небось и к рифмам бы не придирались.

Ну а в качестве примера я приведу очень симпатичное стихотворение, где абсолютное большинство рифм - грамматические (собственно, все, кроме двух).
Стихотворение действительно симпатичное, и мысль в нем интересная, и образ, и написано с чувством, а вот как-то не хватает яркости впечатления. Может быть, именно из-за этих самых рифм - сразу веет 19 веком, а тут еще и тематика такая - "на голой вершине стоит одиноко", и получается не живая картина, а словно полустертый черно-белый снимок. Хотя, конечно, это мое сугубо личное впечатление )

4) Легкость подбора грамматических рифм и их распространенность привели к тому, что многие из них стали восприниматься как банальные.
И пусть даже не банальные, но очевидные. О банальных рифмах разговор будет отдельный, пока же только отмечу, что из грамматических рифм больше всего "режут глаз" (или слух) именно те, которые наиболее очевидны, да еще если слова относятся к "одной предметной области".
Ну, например, речь о романтической любви: "встречи"... и сразу же свечи-плечи, и может быть, даже речи, ну и вечер, конечно, но это уже не грамматическая.
Или что-нибудь не менее романтическое об одиноких дальних странствиях: "одинокий"... далекий-глубокий-высокий-жестокий...
В общем, грамматические рифмы - вещь опасная. В том плане, что надо 10 раз подумать, прежде чем их использовать.

Но... не все йогурты одинаково полезны :)
И не все грамматические рифмы одинаково плохи.
Попробуем выделить те, которые вызывают наибольшую аллергию:

1) глагольные рифмы, как, например, на "ать" (в словаре более 5500 слов): летать - стонать - читать - знать - играть - писать - держать...;

2) рифмы из прилагательных на "ой" (свыше 1200 слов): большой - простой - сухой - немой - степной - озорной...;

3) рифмы из существительных на "ание" (или "анье (янье)") (более 1000 слов): гадание - желание - знание - венчание - сверкание - сияние - щебетание... ; кстати, прилагательные на "ение", с моей точки зрения, ничем не лучше: вдохновение-терпение-стремление-мгновение... В общем, лучше это самое "ние(нье)" не рифмовать.

4) двух однотипных причастий или деепричастий: играя-вздымая,проснувшись- изогнувшись, запустив- укусив

5) суффиксальные рифмы, когда рифмуются одинаковые суффиксы: слоненок-мамонтенок-котенок...., листочек-цветочек-кружочек....

6) тавтологические и полутавтологические рифмы (о них позже)

А вот самые "нераздражающие", с моей точки зрения, из грамматических рифм, это рифмы, образованными существительными с "не бросающимися в глаза" клаузулами: ковров-миров-даров-пиров-дворов....(а вот если сюда "коров" поставить, это будет не грамматическая рифма, а однородная, потому что род у слова женский, а не мужской); венки-штыки-валки-лотки... Разумеется, если это не банальные рифмы.
Может быть, связано это с тем, что значения существительных достаточно далеко отстоят друг от друга, и рифмы не воспринимаются как очевидные.

Ну а теперь рассмотрим несколько примеров с сайта.
Сначала - те, где использование грамматических (в данном случае глагольных) рифм мне категорически не нравится.

Стих с некоторой претензией на философию. А техника на очень низком уровне. Естественно, сразу же возникает впечатление, что и уровень философии не выше. Вообще должна сказать, что если в стихотворениях "пролюбофф" или "о птичках" грамматические рифмы часто создают ощущение милой и неумелой непосредственности, вызывая улыбку, то когда речь заходит о серьезных темах, с такими рифмами надо быть особенно осторожными (имхо, конечно - впрочем, все эти уроки - имхо :) )

И вот еще пример. Тема более чем серьезная, и в такой ситуации рифма "упасть-догнать" (мало того, что глагольная, так еще и неточная!) воздействует примерно так, как огромная колдобина на дороге.
Вообще, мне кажется, если уж используются грамматические рифмы, то они должны быть не просто точными (с совпадением клаузул), но и с дополнительным созвучием, например, опорного (стоящего перед последней ударной гласной) согласного.
Ну то есть дышать-мешать все-таки лучше, чем дышать-страдать. Дальше в стихотворении глагольные рифмы поточнее, но явный перебор с ними. Особенно когда они в четырех строках подряд появляются.

А вот еще стишок с грамматическими рифмами. И ведь идея хорошая. Но из-за этих самых рифм стишок похож на школьное сочинение, написанное по принципу "чтоб отстали" :)

А вот теперь - намного интереснее.
Могут грамматические рифмы восприниматься хорошо?
Могут!
Правда, вполне допускаю, что кто-то в приведенных ниже примерах посчитает их категорически неуместными, а мне очень нравятся:

Вот пример. Рифмы все глагольные! Но воспринимается это совсем не как неумелость, а скорее как языковая игра. Здесь ведь и описываются действия, выражаемые глаголами, так какими же должны быть рифмы, как не глагольными?
Восхищает количество слов, найденное для обозначения для этих самых действий, и то, как эти слова скомпонованы для того, чтобы точно и понятно передать и ситуацию, и настроение.

Вот еще пример. Совсем простенько - и рифмовка парная, и предложения простые, и картинки нарисованы очень простые, узнаваемые, бытовые, и рифмы им соответствуют. А ведь как хорошо! И смысл глубокий.
Это было написано по мотивам конкурса "Остановка по требованию" - надо было написать, что будет "там" - в загробной жизни.

А вот и конкурсное стихотворение на эту тему. Для меня в конкурсе оно было и остается лучшим - да простят меня все! Идея абсолютно гениальная, и выражение этой идеи до предела ясное и понятное, и при этом при минимуме выразительных средств картинка нарисована так, что ахнуть можно. И, с моей точки зрения, простые грамматические рифмы здесь более чем уместны.
Вообще этот автор с рифмами такое умеет делать, что просто челюсть отвисает, вот я примерчик приведу. Но вот использует же этот автор грамматические рифмы, когда считает нужным!

В общем, с моей точки зрения, грамматические рифмы плохи не сами по себе, а тогда, когда используются неуместно.

Я и сама, грешная, их использую - вот, например, первое четверостишье - грамматические рифмы/
И ведь никто не придрался. Наверное, автора узнали и побоялись :)

А вот здесь, кажется, автор решил намеренно использовать глагольные рифмы. Насколько удачно - думаю, возможны разные мнения.

А вот почему иногда грамматические рифмы кажутся уместными, иногда их вообще не замечаешь, а иногда они лезут в глаза и портят впечатление от текста - вот это оооооочень большой вопрос.
И я на него ответить не готова.
Так что давайте просто примем к сведению, что есть такие грамматические рифмы, что при их использовании требуется некоторая осторожность, и что некоторым читателям эти рифмы не нравятся.

А теперь вопросы и задания:
1. Попробуйте найти на сайте хорошие и плохие стихотворения с грамматическими рифмами.
2. Если не лень, попытайтесь провести статистическое исследование: выбрать 20 плохих стихов и 20 хороших (на ваш вкус) и посчитать общий процент грамматических рифм в тех и других
3. Попробуйте найти более или менее нравящееся вам стихотворение, в котором вам не нравится использование грамматической рифмы, и предложите варианты его изменения
4. Что я напутала в этом тексте?


Если вдруг есть вопросы-замечания-предложения - пишите!