rifma5

Почему рифма в конце - пример.

Сегодня мы рассмотрим пример, демонстрирующий связь рифмы, ритма и деления на строки.
Пример совершенно потрясающий. То есть специально такое написать для учебных целей - наверное, и не получилось бы ни у кого. А Алиса написала не специально - просто на блиц по заданной теме, и получилась жутко интересная в теоретическом плане вещь.

Ссылку я привожу, но вы лучше сразу текст читайте - я его привожу так, как Алиса потом сделала в комментарии - без деления на строки:

"Три стакана смородины: красная, черная, белая. Видно напрасно я… Что же я делаю? Трижды семь… Рыжие родинки… Может, вернусь?
То ли сон, то ли правда – неведомо, ниже по склону я: так заповедано, как заколдованный, кто бы мне зелья дал, снадобья? Может, проснусь?
Не вздохнуть: будет крепок отвар на полуденных звонких, кладбищенских травах, смородинным соком все льется, все бродит и будит весенняя песнь…
Просыпаюсь. Родная, любимая, мало заплакать: мне снилось, забыли мы… Я как дурак… Ты прости меня… Ты обними меня, я уже здесь…"

Прочитать это я не смогла - ни на блице, ни позже, когда Алиса выложила текст на страничку, и до сих пор не могу. То есть я могу, конечно, но как стихи это у меня не воспринимается. Воспринимается, пожалуй, как стихотворение в прозе.
А между тем: и ритм здесь выдерживается, правильный анапест - можете проверить, ударение падает на каждый третий слог (нет, сбои есть, конечно, например "трИжды семь" - это неестественное ударение, естественным будет "трижды сЕмь",но все-таки); и рифмы есть, да еще сколько!
смородины-родинки, красная-напрасно я, белая-делаю - это внутри первого фрагмента, а потом "вернусь-проснусь" рифмуется- это уже между фрагментами... Но не читается!
Почему?
Пробуем разобраться.
(да, на всякий случай - не сомневаюсь ни минуты, что у самой Алисы и, может, еще у кого-то все читается отлично. Но я ж про себя говорю :) )

Вот текст в том виде, в каком он был выложен с делением на строки - только первое четверостишье:

Три стакана смородины: красная,
Черная, белая. Видно напрасно я…
Что же я делаю? Трижды семь…
Рыжие родинки… Может, вернусь?

Что получается?
Здесь четко (глазом) видны рифмы: в конце первой-второй строк "красная-напрасно я" и внутренние рифмы с кольцевой рифмовкой: "смородины-родинки" и "белая-делаю".
Зато что происходит с ритмом?
Первая строка - трехстопный анапест.
Вторая - четырехстопный дактиль с дактилической же рифмой
Третья - трехстопный дактиль с дактилической рифмой (теоретически), но практически с ритмическим сбоем в конце; можно, конечно, попытаться сбой устранить, например, вместо "трижды семь" поставить "видится...", но мне легче не становится.
Четвертая - четырехстопный дактиль.
Не, ребята, я в таком ритме читать не могу!
И пытаясь продраться через эти ритмические эксперименты, я перестаю замечать рифмы!
И что интересно: строки со второй по четвертую - все-таки дактиль, неужели инерция, заданная анапестом первой строки, оказывается настолько сильной, что не дает читать следующие?

Ну, попробуем все сделать четырехстопным дактилем: (Алиса, простите за издевательство над текстом!)

Горсточки, горсти смородины: красная,
Черная, белая. Видно напрасно я…
Что же я делаю? что-то мне видится...
Рыжие родинки… Может, вернусь?

Ритм выровнялся. Рифмы "красная-напрасно я" и "белая-делаю" стали абсолютно очевидны. А вот "смородина-родинки" - все-таки нет. Почему? Наверное, потому, что в "смородине" ударный слог приходится на третью стопу дактиля, а в "родинках" - на вторую. То есть рифмуются разные места строк. Попробуем выровнять?

Спелой смородины горсточки: красная,
Черная, белая. Видно напрасно я…
Что же я делаю? что-то мне видится...
Рыжие родинки… Может, вернусь?

Вроде рифма проявилась?

В общем, стихотворение дает богатую пищу для размышлений.

И, наверное, можно сделать вывод о том, что рифмы важны не сами по себе, а в сочетании с ритмом, то есть появляться они должны в ритмически значимых местах, подчеркивая и выявляя ритм стихотворения.

Кстати, то же самое, наверное, можно сказать и о связи рифмы и смысла: рифмы должны появляться в местах, значимых по смыслу, выделяя смысловые единицы текста. Это на примере этого же стихотворения видно.

В приведенном примере с разбиением на строки появляется анжамбеман - перенос из первой строки на вторую. В сочетании с нестандартным (мягко скажем) ритмом он воспринимается нелегко. И если брать текст, не разделенный на строки, и пытаться его разделить "по слуху", то получится, пожалуй, следующее:

"Три стакана смородины:
красная, черная, белая.
Видно напрасно я… Что же я делаю?
Трижды семь… Рыжие родинки…
Может, вернусь?"

Появляется кольцевая рифмовка на концах строк, а вот внутренняя рифма во 2-3 строках (красная-напрасно я) почти незаметна - опять же из-за того, что рифмующиеся элементы находятся в разных стопах.

В общем, ритм, рифмы, смысл и строковое деление - вещи слишком тесно связанные, и любое нарушение связи между ними восприятие текста затрудняет. Не всегда это затруднение - "в минус", но тем не менее.

И я приведу еще несколько примеров (коротеньких), демонстрирующих связь рифмы и ритма - с внутренними рифмами. Опять же, прошу прощения за обильное самоцитирование.

Вот стихотворение, где внутри строк имеется четкая цезура, подчеркнутая внутренней рифмой. Внутренние рифмы заметны и, пожалуй, текст улучшают (хотя это его и не спасает)

А вот другое стихотворение.
Размер - шестистопный анапест. Внутренние рифмы (с парной рифмовкой) расположены во второй стопе.Но цезура далеко не всегда расположена после второй стопы! Поэтому внутренние рифмы могут быть даже незаметны, и существенного влияния на восприятие стихотворения не оказывают.

И еще одно стихотворение.
Внутренние рифмы здесь тоже есть, расположены во второй стопе, с перекрестной рифмовкой. Правда, рифмы весьма относительные, но все же: уведу-плывут, остывает-тая, долины-малиновым, пустоты-холсты...
Но эти рифмы абсолютно незаметны, поскольку попадают в места, никак не выделенные ритмом! Конечно, какое-то созвучие чувствуется, но, опять же, существенного влияния на восприятие стихотворения не оказывает.

И последний пример.
Вот очень интересное стихотворение.

Вы виноваты только в том, что неудачно родились:
Совсем не вовремя, а стало быть, – не к месту.
Случайно выжили – судьба. Считайте милостью каприз,
Но лишь не поводом к бесплатному проезду.

Обратите внимание на ритм.
В нечетных строках - восьмистопный ямб с четкой цезурой посередине. Цезура настолько четкая, что кажется, что можно эти строки разделить по цезуре, тогда получится две строки четырехстопного ямба.
А поскольку в четных строках - шестистопный ямб, то независимо от того, будем мы нечетные строки делить или нет, все равно будет разностопность.
И вот здесь в комментариях Анна совершенно верно сказала: "Такая четкая цезура в нечетных строках, что прямо хочется ее внутренней рифмой подчеркнуть".

Правильно! Хочется, чтобы ритмически важные места были выделены рифмой.
И наоборот, чтобы красивые рифмы были выявлены ритмом.
И чтобы все это, в свою очередь, подчеркивало смысл стихотворения!
Такое вот "триединство" :)

Есть, конечно, и другие "функции" у рифмы, но об этом чуть позже.

А пока, пожалуй, общетеоретических рассуждений достаточно.
На следующем уроке перейдем к тем характеристикам рифм, которые можно считать влияющими на их качество, то есть у нас появятся критерии "хорошие-нехорошие рифмы". Хотя все это, конечно, очень относительно.

А пока - вопросы и задания.
1. Попробуйте на сайте найти стихотворения с внутренними рифмами, оцените, несколько заметны внутренние рифмы и как это связано с ритмом.
2. Попробуйте найти (на сайте или в классической литературе) примеры стихотворений с внутренними, начальными или стыковыми рифмами (они могут быть не во всем стихотворении, а появляться однократно). Как вы считаете, оказывают ли влияние эти рифмы на художественную выразительность стихотворения, и почему.
3. Что я напутала в этом тексте?


Если вдруг есть вопросы-замечания-предложения - пишите!