rifma2

Случаи отсутствия рифмы в рифмованных стихах

Продолжаем изучение рифм... и опять говорим об их отсутствии )

На прошлом уроке мы рассмотрели безрифменные стихи - белый стих и верлибр. Сегодня поговорим об отсутствии рифмы в рифмованных стихах.

Изучаемые понятия: холостая рифма, рифмовка в рубайат, газелях, касыдах.

Еще на прошлом уроке было сказано, что если рифма в стихотворении есть, то она должна быть везде!
И если она вдруг в каком-то месте исчезает, то воспринимается это обычно как беспомощность автора, который просто не сумел подобрать рифму. И этот (иногда единственный) ляп начисто портит впечатление от всего стихотворения.

Приведу цитату с сайта Тима Скоренко:
"Кроме того, когда вы читаете стихи перед серьёзными господами из жюри любого поэтического или музыкального фестиваля, при плохо поставленной рифме происходит примерно следующее. Члены жюри слушают и вдруг натыкаются на место, где рифма пропущена, или она плохая. Следующие два-три куплета, пока вы читаете или поёте, они уже не слушают вас, а радостно обсуждают вашу ошибку, окончательно теряя смысл повествования. Этого, естественно, нужно избегать."

Давайте попробуем найти на сайте примеры рифмованных стихов, где рифма вдруг теряется. Конечно, хотелось бы, чтобы такое место в стихе было единственным.

Ну вот, например. Надеюсь, место, где потеряна рифма, найдете?
И здесь это портит впечатление от интересного, в общем, стихотворения замечательного автора. А до этой потерянной рифм там и еще проблемка с рифмами есть)

Ну или вот еще пример.
Тут у автора рифмы такие, что я, честно говоря, не знаю, в каких местах их еще можно считать рифмами, а где - явно не стоит. Никак не хочет автор над рифмами работать, вот ведь обидно-то!

Или вот пример. Причем автор-то, судя по другим стихам, рифмовать умеет, так что здесь, думаю, рифму теряет намеренно, но, мне кажется, неудачно.

И что же получается? Я прочитала на сайте множество весьма слабых, так скажем, стихов, где временами исчезает рифма. Допустим, я читаю новое стихотворение, и там рифма исчезла. Естественно, я сразу соотношу такое стихотворение с этими многочисленными прочитанными слабыми. И мое впечатление портится.
И потом автор сколько угодно может говорить, что у него в стихотворении есть какие-то достоинства... может, и есть. Но, Автор, дайте же читателю возможность эти достоинства заметить - зарифмуйте как следует!

Собственно, все это настолько очевидно, что и говорить-то, наверное, не надо было. Тем более, что авторы, которые позволяют себе терять рифму, этот текст, видимо, не прочитают. Но для порядка - я все-таки сказала :)

А может быть ситуация, когда нерифмованный элемент используется намеренно?
Может! Обычно это используется для создания юмористического эффекта.
Вот пример с сайта Тима Скоренко: "

Официант, нам ананасов
На блюде тоненько порежьте,
Садитесь рядом, пейте, ешьте,
А здесь я рифмы не придумал… (А. Баль)

Это юмористическое стихотворение про бездарность некоторых поэтов. В качестве юмора и в тему отсутствие рифмы не только уместно, но даже смешно и необходимо. "

А вот пример с нашего сайта. Отсутствие рифмы в четвертой строфе, по-моему, выглядит очень симпатично.

Есть еще особый случай, когда строки, которые должны рифмоваться, с формальной точки зрения не рифмуются, но наличие даже минимальной степени испорченности позволяет догадаться, что рифма там все-таки есть.
Вот примерчик. Что-то там надпись на заборе ни с чем не рифмуется :)

И вот еще примерчик. Тоже все поняли, что с чем рифмуется :)

Нерифмованные элементы называются ХОЛОСТОЙ РИФМОЙ.

Вот четверостишье из ранее приведенного примера:

И всю оставшуюся жизнь
Будешь ты писать стихи,
Но не бойся ты чрезмерно,
Это точно не смертельно».

Можно сказать, что в четверостишье первая-вторая строки не рифмуются, а можно сказать, что тут холостая рифма. Хотя, я думаю, автор все-таки считает стихи-жизнь рифмой - как-никак последняя ударная гласная одинаковая... но мне кажется, что автор в данном случае не прав.

Если холостая рифма используется систематически, то и рифмовка называется холостой. Чаще всего в четверостишьях при использовании холостой рифмовки не рифмуются первая и третья строчки. Когда же не рифмуются 2 и 4 строчки, это выглядит настолько странно, что и пример-то вспомнить трудно. Хотя вроде и такое на сайте было, только я ссылочку не списала.

Холостая рифмовка широко используется в народной поэзии и во многих песнях. Ну вот, например:

"А где мне взять такую песню
И о любви, и о судьбе, —
И чтоб никто не догадался,
Что эта песня о тебе.
Чтоб песня по свету летела,
Кого-то за сердце брала,
Кого-то в рощу заманила,
Кого-то в поле увела..."

Видите, здесь нечетные строки не рифмуются.

Можно и на сайте найти немало примеров стихотворений с холостой рифмовкой, ну вот, например.

В общем, холостая рифмовка - вещь вполне законная. И в ряде случаев может восприниматься очень неплохо. Но... именно в ряде случаев. Чаще всего холостая рифмовка воспринимается просто как авторская лень. И тем более не конкурсах.
Кстати, позволю себе "вредный совет" - если уж получилось что-то с холостой рифмовкой, и Вы хотите это на конкурс отправить, то можете попробовать объединить строчки. У Вас получится длинная строка с цезурой посередине, и, может быть, она будет воспринята лучше, чем короткие строки с холостой рифмой.
Хотела пример найти - не нашла, а ведь точно помню, что было в одном из конкурсов!

Ну и при использовании холостой рифмовки действует то же правило:
либо она используется на протяжении всего стихотворения, либо не используется нигде.

Вот пример.

В первых двух четверостишьях - нормальная перекрестная рифмовка. И вдруг, начиная с третьего четверостишья, нечетные строчки перестали рифмоваться! Естественно, читатель в недоумении. Вот если бы с самого начала 1-3 строки не рифмовались - так и нормально было бы.

А вот еще интересный пример.

Автор утверждает, что использует здесь холостую рифмовку. Теоретическая подкованность автора радует, но проблема в том, что "любовь-со мной" все-таки воспринимается как рифма. Пусть ассонансная, но рифма! А вот "глаза-что он" - явно не рифма, или рифма холостая. Поэтому в данном коротеньком стихотворении не создается впечатления холостой рифмовки, а кажется, что автор в одном месте рифму просто потерял.

Так что в использовании рифмы должен быть порядок!
Либо используем везде, либо не используем нигде, либо используем и не используем строго в определенных, заранее заданных местах.

Кстати, по поводу этих "заранее заданных мест".
В уроке, посвященном схемам рифмовке, говорилось о рубайат - форме восточной поэзии. В четверостишьях используется нерифмованная (с холостой рифмой) третья строка:

Чтоб честно жизнь прожить, знать надобно немало.
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало ешь,
И лучше будь один, чем с кем попало.

Надо сказать, что не только для Востока такая форма характерна.
Вспомните, например, Сказ про Федота-Стрельца:

К нам на утренний рассол
Прибыл аглицкий посол,
А у нас в дому закуски -
Полгорбушки да мосол.

Есть и другие восточные формы, в которых используются холостые рифмы - это газель и касыда. В содержательную разницу вдаваться не будем, а с точки зрения рифмовки и то, и другое состоит из двустиший (бейтов), рифмуются только четные строки двустиший, причем рифмуются все двустишья.
Ну вот, например:

Ты душу выпила мою, животворящая луна!
Луна? — Краса земных невест! Красавица, вот кто она.
Мой идол! Если я умру, пускай не пенится графин.
Какая пена в нем? — Огонь. Он слаще крепкого вина.
От чаши, выпитой тобой, шумит у друга в голове.
Какая чаша? — Страсть моя. Любовь — вот чем она пьяна.
Царица! Сладкой речью ты Египту бедами грозишь;
Все обесценится, падет на сахарный тростник цена.
Покуда амбра не сгорит, ее не слышен аромат.
Какая амбра? — Горсть золы. Какой? Что в жертву предана.
С младенчества в душе моей начертан смысл и образ твой.
Чей смысл? Всей жизни прожитой. Чей образ? Снившегося сна.
Гасан-Оглы тебе служил с той верностью, с какой умел.
Чья верность? Бедного раба. Вот почему любовь верна.

Видите, "она-вина-пьяна-цена..." - все четные строки рифмуются. А нечетные строки - нет, но при этом первая строка рифмуется со всеми четными строками.
Помню, как у нас на сайте один товарищ искал в касыде рифмы в нечетных строках бейтов - было очень смешно.

Вы спросите, откуда касыды на сайте?
Да вот они:
раз
два
и три
Но обратите внимание, что на самом-то деле в этих примерах в каждом двустишье используются внутренние рифмы, так что если строки поделить по цезуре, получим четверостишья с рифмовкой аааб, причем последние строки всех четверостиший будут рифмоваться.
Все-таки, видимо, для русского читателя (и автора) наличие рифмы в стихах выглядит более естественным, чем ее отсутствие, так что рифмы лезут даже туда, где их может и не быть.

Так что на следующих уроках будем говорить непосредственно о рифмах.

Вопросы и задания.
1. Что такое холостая рифма? Холостая рифмовка?
2. Приведите примеры стихотворений с холостой рифмовкой.
3. Найдите на сайте примеры с удачным и неудачным использованием холостых рифм.
4. Какова рифмовка в газелях? касыдах? рубайат?
5. Может быть, вы знаете еще какие-то формы, в которых используются холостые рифмы?
6. Что я напутала в этом тексте?


Если вдруг есть вопросы-замечания-предложения - пишите!