rifma17

Об обособленных рифментах и двояких рифмах

Мы продолжаем рассмотрение различных видов рифментов.

Напомню, что рифмент - это рифмообразующая часть слова, объединяющая сходные по звучанию клаузулы.

На прошлых уроках мы рассмотрели:
- гласные окончательные рифменты - они выделяются в словах, оканчивающихся на ударную гласную, перед которой также находится гласная или мягкий знак, например, змея, бои, соловьи, амплуа - согласные окончательные рифменты - они выделяются в словах, оканчивающихся на ударную гласную, перед которой находится согласная, например, вода, роса, кино, моря - мультирифменты - выделяются в словах, где после ударной гласной есть только один согласный (например, венок, наряд, малыш), либо согласный и мягкий знак (кровь, любовь, даль, печаль), либо согласный и гласный (роза, морозы, поле, пена), либо один гласный (стая, стихия, второе) -связующие рифменты - выделяются в словах, в самой короткой форме которых после ударной гласной есть одна согласная, за которой следует безударная гласная и еще одна или несколько согласных (город, колет, тянут, область, морось, вереск, натиск, белый...)

Мы рассмотрели точные рифмы для таких слов, а также рифмы, которые хоть и являются неточными, но широко применяются.

Обратите внимание, что по мере рассмотрения клаузулы становились все длиннее:
начали мы с рассмотрения слов с самыми короткими "хвостиками" - где ударение падает на последнюю гласную (окончательные рифменты),
затем рассматривали слова, где после ударной гласной есть только одна согласная либо согласная и гласная (мультирифменты),
и, наконец, слова, где после ударной гласной есть согласная, гласная и еще согласная (связующие рифменты)
Естественно, что слова с окончательными рифментами образуют мужские рифмы (ударение на последний слог), слова с мультирифментами могут образовывать мужские рифмы (кровь-любовь) или женские (розы-морозы), а слова со связующими рифментами в своей короткой форме образуют женские рифмы (зданий-ранний), а в других формах могут образовывать дактилические рифмы (здание-мания, - кстати, согласной буквы в данном случае нет, но согласный звук-то есть - зданиjе!)

Сегодня мы будем рассматривать в основном слова, которые образуют мужские рифмы, так что, в общем, ничего не мешало бы изучить эту тему сразу после мультирифментов... но, с другой стороны, будем говорить и о словах, где есть нечто похожее на связующий рифмент, поэтому и рассматриваем после них.

Кажется, вступление явно затянулось) Переходим к делу.

Изучаемые понятия: обособленный рифмент, двоякие рифмы, рифмы с выпадением, вклинением и чередованием, переходные рифменты.

ОБОСОБЛЕННЫЙ РИФМЕНТ выделяется в словах, где после ударной гласной идут две (или больше) согласных подряд, например, парк, санки, горка, речка, солнце, кошка...
Таким образом, сразу за первичным рифментом (напомню, он состоит из ударной гласной и следующей за ней согласной) следует тоже согласная. Именно эта согласная ставит барьер, не позволяющий обособленным рифмам пересекаться с какими-либо другими, общими по родовому признаку рифментами, и делает их полностью изолированными и независимыми от остальных. Обособленные рифменты рифмуются только между собой и не имеют ничего общего ни с мультирифментами, ни со связующими рифментами, ни даже друг с другом (если принадлежат к различным семействам).
Ну, на самом деле они все-таки рифмуются... хотя и не очень хорошо.
На замечательном сайте rifmoved.ru приведены примеры слов с обособленными рифментами. Во всех этих словах первичным рифментом является "АР". А вот дальше, в зависимости от согласной, появляются разные семейства:
АРБ(П) - скарб, карп… (АРБ)
АРВ(Ф) – шарф, арфа…(АРВ)
АРД(Т) – март, карта (АРД)
АРЖ(Ш) – марш, фарш…(АРЖ)
АРЗ(С) – барс, фарс…(АРЗ)
АР(Г,Х)– марка, эмбарго…(АРК)
АРЛ – марля, карлик…(АРЛ)
АРМ – шарм, карма…(АРМ)
АРН – парни, пекарня… (АРН)
АРЦ – старцы, швейцарцы…(АРЦ)
АРЧ – жарче, ларчик.. (АРЧ)
АРЩ – сварщик, фонарщик… (АРЩ)

В различных родах рифментов многие из семейств могут вообще отсутствовать или включать в себе всего нескольких слов. Некоторые же в своём составе имеют большие ряды слов и могут делиться на отдельные семьи.

Обособленные рифменты, в большинстве своём, состоят из двух послеударных согласных. Но есть также масса слов, включающих в себя и большее их количество: праздник, чувство, страстный, миллиардный, пискнуть… Большое количество смежных согласных в рифменте не мешает многим из таких слов рифмосочетаться со своим окружением благодаря особенностям произношения, а также приёмам «выпадения-вклинения».

Вот о способах рифмовки и поговорим.

Конечно, для точности рифмы надо подобрать слово с таким же рифментом: марта-карта-парта...
Но таких слов может оказаться не так уж много.
Значит, будем искать варианты.

Можно попытаться найти рифму в другом семействе: марта-марша-марка...
Вроде неплохо? Но за счет чего здесь созвучие создается? По-моему, за счет совпадения опорной согласной. А вот если они не совпадают, то и созвучие намного хуже: марта-фарша-парка...
Попробуем другой вариант.

Можно попытаться найти слово, в котором переставлены согласные, следующие после ударной гласной. Получим рифму с чередованием (перестановкой)

РИФМА С ЧЕРЕДОВАНИЕМ (ПЕРЕСТАНОВКОЙ) – рифма, в составе которой согласные чередуются между собой, создавая иллюзию сходства: Ксерокс – вереск, юрта - утро, рифма - нимфа, пёстрый – разношёрстый, прискорбно – подробно, алиби-грабили…
Обратите внимание, что такая рифма не обязательно образуется словами с обособленными рифментами. Чередоваться могут согласные, стоящие на конце связующего рифмента (ксерокс-вереск), и даже согласные в связующем рифменте, разделенные гласной (алиби-грабили).
Разумеется, если первичные рифменты разные (а они разные в словах АЛиби-грАБили, прискОРбно-подрОБно), рифмы получаются ассонансные. Но они могут быть очень интересными.

А вот и еще один вариант.
На прошлом уроке мы рассматривали слова со связующими рифментами, у которых на конце было две фиксирующие согласные, такие как область, натиск, допуск. Говорилось, что их можно рифмовать со словами, у которых на конце есть только одна из этих согласных: область-колос, натиск-братик, допуск-робок.
Такие рифмы назывались двоякими.

ДВОЯКИЕ РИФМЫ появляются и в том случае, когда в одном из слов выделяется мультирифмент, а в другом – обособленный рифмент. В этом случае появляются РИФМЫ С ВЫПАДЕНИЕМ и РИФМЫ С ВКЛИНЕНИЕМ. Например, слово парк (обособленный рифмент «АРК») может рифмоваться и со словом пар (мультирифмент «АР») и со словом кулак (мультирифмент «АК»), в зависимости от того, какая из двух согласных приглушается. Вот поэтический пример:

Барабана тугой удар
Будит утренние туманы, -
Это скачет Жанна Д ’Арк
К осаждённому Орлеану.
(М. Светлов)
В приведенном примере: удар - Д’ Арк («к» приглушается). Если заменить, к примеру, слово «удар» на «кулак», рифма остаётся: кулак - Д’ Арк («р» выпадает).

Таким образом, в одном из рифмующихся слов есть согласный, который в другом слове отсутствует. Поэтому такие рифмы называют рифмами с ВЫПАДЕНИЕМ (если согласный отсутствует в активном, то есть во втором слове, парк-пар) или с ВКЛИНЕНИЕМ (если согласный отсутствует в пассивном, или первом, слове, пар-парк)

А теперь представим, что у нас есть слово, где после ударной гласной две (или более) согласных (то есть получается обособленный рифмент), потом гласная и опять одна (или более) согласных (то есть получается связующий рифмент).
Ну, раз есть и обособленный рифмент и связующий, они так и называются - обособленные связующие рифменты. Они не выделяются в отдельную группу, а рифмоваться могут самыми разными способами.
Так, слово зяблик имеет обособленный рифмент «АБЛ» и рифмуется в своём ряду: зяблик – кораблик. Две согласные «бл» дают слову «зяблик» возможность рифмоваться со сходными по строению словами, но включающих в себя только одну из этих двух согласных: зяблик – набок (б-б), зяблик – валик (л-л).
Но если попробовать срифмовать слова, сочетавшиеся с «зяблик», рифмы не будет: сабля - набок, сабля - валик
Получается, что слова сабля, набок и валик рифмуются со словом зяблик, но не рифмуются между собой. Такая ситуация называется полирифмией.

В общем, получается, что чем больше согласных есть после ударной гласной, тем больше способов зарифмовать слово, строя созвучие на основе одной из согласных. Но, с другой стороны, тем меньше получается точных рифм - с совпадающими клаузулами.

Отдельным пунктом среди обособленных рифментов идут такие рифменты, где вторым согласным после ударной гласной является "й" (как в словах платье, зелье - здесь на письме согласного "й" нет, но звук есть!) .
Такие рифменты стоят особняком среди всех, так как, фактически являясь обособленными, косвенно относятся как к мультирифмам, так и к связующим рифмам. Называются они ПЕРЕХОДНЫМИ РИФМЕНТАМИ
Пример ниже показывает родственность связей.
Даль (рифмент АЛ), каналья (рифмент АЛЙ), вялый (рифмент АЛ?Й). Эти слова в определенных формах прекрасно рифмуются между собой.

Вот, пожалуй, и все.

Как все? Ведь речь шла только о словах, где ударение падает на последний или предпоследний слоги, а как же быть со словами, где в самой краткой форме после ударного слога есть как минимум два безударного? Вроде бабочка, веточка, дополнение, труженик, мелочный, крутится...
А ничего с ними не делать.
Рифменты такие называются сложными, и рифмуются либо точно (мелочный-отделочный), либо неточно (труженик-кружится).
И, видимо, неточная рифма будет тем созвучнее, чем больше согласных будет совпадать в клаузуле.

Да и вообще, пора вернуться к тому самому правилу, с которого мы начали рассмотрение правил рифмы: созвучие тем лучше, чем больше согласных совпадает вокруг ударной гласной. Причем чем дальше от ударной гласной, тем меньше чувствуется различие согласных.
Ну и еще раз напомнить о том, что созвучие - понятие субъективное. И любая рифма имеет полное право кому-нибудь не понравиться. Ну и пусть себе не нравиться! Вспомним: нет хороших и плохих рифм, а есть хорошие и плохие стихи!

Так что - успехов в написании хороших стихов, и пусть в них рифмы тоже будут хорошими.

А пока - вопросы и задания.
1. Что такое обособленный рифмент? Приведите примеры слов с обособленными рифментами
2. Что такое переходный рифмент? Приведите примеры слов с переходными рифментами
3. Что такое двоякие рифмы? Приведите примеры
4. Что такое рифмы с чередованием? Приведите примеры
5. Что я напутала в этом тексте?


Если вдруг есть вопросы-замечания-предложения - пишите!