rifma15

Про виды и рода рифмы, базовые рифменты, первичные рифменты и мультирифменты

Мы продолжаем рассмотрение рифментов.

Напомню, что рифмент - рифмообразующая часть слова, объединяющая сходные по звучанию клаузулы ("хвостики" слов).

В словарях рифм - а есть и такие! - слова собраны в группы именно на основе выделяющихся в них рифментов, и именно благодаря одинаковым рифментам слова рифмуются.

На прошлом уроке мы рассмотрели окончательные рифменты - которые выделяются в словах, оканчивающихся на ударную гласную, например, края-моя-струя-швея... или вода-года-беда-всегда...

А сегодня начнем рассматривать базовые рифменты.

Изучаемые понятия: базовые рифменты, вид и род рифмы, корень рифмы, первичный рифмент, мультирифмент, надстроечные и усеченные рифмы

БАЗОВЫЕ РИФМЕНТЫ выделяются в словах, где ударение падает не на последний звук в слове. Большинство слов в русском языке именно такие: автор, балка, ветер, горница, дом, ежевика...

Так что можно предположить, что рифментов будет очень много. Но зато они объединены в некоторую достаточно стройную структуру с помощью видов и родов.
Так что прежде, чем рассматривать отдельные виды базовых рифментов, придется освоить еще несколько терминов.
Вот и начнем.

ВИД РИФМЫ
В русском языке – 33 буквы (10 гласных, 21 согласная, твёрдый и мягкий знаки). Десять гласных букв (не путать со звуками) образуют пять видовых пар. В каждой паре – по одной твёрдой и по одной мягкой гласной (здесь и далее под мягкими и твёрдыми гласными следует понимать мягкость и твёрдость предшествующих им согласных звуков): А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е, Ы-И
Любая твёрдая ударная гласная рифмуется с её мягкой парой и наоборот.
А-Я. ад-яд. О-Ё. ров-рёв. У-Ю. лук-люк. Э-Е. сэр – сер. Ы-И. быт-бит.

Так как рифма это, в первую очередь, совпадение ударных гласных, а любая из ударных гласных представляет только одну из пяти видовых пар, все базовые рифмы соответственно делятся на 5 видов. Ударная гласная всегда указывает на принадлежность слова к одному из них.
1. Вид «А» - ряд, лапа, мяч, рады, мятный, вянуть, ласточка…
2. Вид «Е» - лето, мэрия, езжу, ГЭС, безветренный, рэп, чек…
3. Вид «И» - кит, сытый, видимость, мыкаться, личико, рыба…
4. Вид «О» - лось, мёд, доктор, паёк, готовить, потрёпанный
5. Вид «У» - клуб, юркий, пусть, думай, дюжий, мудрость…
Рифменты с гласными из одной и той же пары объединены. Например, в словах рак и моряк выделяется рифмент «АК», в словах вор и каскадёр - «ОР» и т.д.

РОД РИФМЫ
Если вид базовых рифм определяется по ударной гласной, то род - по следующей за ней согласной. Перед разбором родов рифм необходимо рассмотреть состав согласных букв русского языка. Среди них также есть взаимозаменяемые звуки, объединённые в пары по принципу «звонкая - глухая»: Б-П, В-Ф, Д-Т, Ж-Ш, З-С; и тройки: Г-К-Х, Ц-Ч-Щ. (Г-К-Х глухие, Ц-Ч-Щ шипящие).
Звонкая согласная в контексте рифмы всегда рифмуется с её глухой парой и наоборот. Кот - код, паж - наш, шкив - миф, поп - боб, вуз - ус, холод - молот…
В тройках:
«К» рифмуется с «Г» и наоборот (мак-маг).
«Г» может быть созвучно с «Х» и наоборот (пух-друг).
«Ч» может быть созвучно с «Щ» и наоборот (мяч - хрящ).
В рифментах согласные каждой пары (тройки) объединены в единое целое. Например, в словах рис и бриз рифмент «ИЗ», потоп и микроб - «ОБ». Так, рифментов «АС», «ОТ», «УФ» … не существует - слова с такими рифментами находятся, соответственно, в «АЗ», «ОД», «УВ» и т.д.
Следовательно, рифмент отождествляет собой (и в этом его универсальность) близкие по звучанию клаузулы:
Рифмент «ОР»: бор, гор, тапёр, сапёр.
Рифмент «АД»: лад, ряд, солдат,стоят.
Рифмент «АЖ»: багаж, саквояж, блажь, наш, гуляш, гуашь, втемяшь.

При формировании троек учитываются некоторые особенности русского произношения.
Звук "г" сейчас произносится кратко и отрывисто, благодаря чему является созвучным с "к", но раньше (и сейчас в южных областях) он произносился плавно и тягуче, созвучно с "х". Поэтому согласные Г, К и Х объединены в одну тройку. Так что слова мох, рог и ток (а также слова дурёх, серёг и упрёк) относятся к роду ОК.
В тройке Ц, Ч и Щ созвучны только Ч и Щ, но слов с "ц" мало, и поэтому они все объединены. Так что слова плач, плащ и плац относятся к роду "АЧ", пользователь словаря рифм сам решит, что ему с чем рифмовать.

При названии рода он называется уже с видом. Род «АБ», род «УМ», род «УЖ» и т.д. Пример: дом - род «ОМ», и это означает, что все рифмы к слову проживают по адресу «ОМ».

Таким образом, имеем 5 видов базовых рифм с 12 родами в каждом (всего 60 родов). 60 родов рифм являются фундаментом всей структурной организации базовых рифм.
И на замечательном сайте rifmoved.ru все эти 60 видов представлены в виде таблицы.

Во как! Оказывается, каким бы возвышенным и таинственным делом не была поэзия вообще и рифмы в частности, но и здесь есть строгая система!

Правда... изучать ее, конечно, совсем не обязательно.
Ну если и так хорошо рифмуется - зачем лишнее знать? Меньше знаешь - крепче спишь.
Но если интересно узнать теорию - чисто в образовательном плане - продолжим.

ПЕРВИЧНЫЙ РИФМЕНТ. КОРЕНЬ РИФМЫ
Рифмент, определяющий только вид и род рифм, к которым относится слово, называется ПЕРВИЧНЫМ РИФМЕНТОМ. Он есть у всех базовых рифм, состоит из ударной гласной и следующей за ней согласной. Он же для этих слов является КОРНЕМ РИФМЫ.
Например, в словах мода, мёдом, сотый, полёты первичный рифмент (и корень рифмы) "ОД", а в словах закатит-горят-парадный-наряды первичный рифмент (и корень рифмы) "АД"

Ну а если слово оканчивается на ударную гласную?
Тогда корнем рифмы будет окончательный рифмент - гласный или согласный. Так, в словах вода-беда-всегда окончательный согласный рифмент "ДА" является одновременно и корнем рифмы, а в словах бои-соловьи-твои корнем рифмы является окончательный гласный рифмент "И".

Согласно классической теории рифм, в рифмующихся словах должен быть один и тот же корень рифмы.

Но, во-первых, как мы уже говорили при рассмотрении окончательных рифментов, слова с разными корнями часто очень неплохо рифмуются: вспомните, например, добавленную рифму моя-маяк. В первом слове корень рифмы "Я" (окончательный гласный рифмент), во втором "АК" (базовый рифмент), а звучит отлично.

А во-вторых, одного корня для хорошего созвучия часто оказывается мало.
В словах корова, готовность, бесшовный, крыжовник, гнездовье, винтовка корень рифмы один и тот же - "ОВ", но безоглядно рифмовать их я бы поостереглась )

А есть ли случаи, когда совпадения корней достаточно для рифмы?
Есть. И мы их сейчас рассмотрим.
Но сначала запомним, что в таких словах первичный рифмент, он же корень рифмы, называется МУЛЬТИРИФМЕНТОМ.

Слова с одним и тем же первичным рифментом (или с одним и тем же корнем рифмы) безусловно рифмуются в следующих случаях:

1) если они оканчиваются на этот самый первичный рифмент, то есть если в слове после ударной гласной есть только одна согласная: сон-слон-понтон-ворон-балкон... - здесь везде корень рифмы "ОН", и именно на "ОН" слова и заканчиваются, и все они прекрасно рифмуются

2) если после первичного рифмента в слове есть только мягкий знак, то есть если после ударной гласной есть одна согласная и мягкий знак: даль-печаль-хрусталь-жаль... - везде корень рифмы "АЛ", и после него мягкий знак.

Разумеется, слова из групп 1 и 2 тоже рифмуются между собой, если у них один и тот же корень рифмы.
Так, слово любовь рифмуется не только с вновь и кровь (а также свекровь-бровь-морковь), но и со словами, оканчивающимися на "ОВ" без мягкого знака: зубов-грибов-лбов-слов-снов-оков-покров-коров...
Правда, различия в мягкости и твердости согласных на конце чувствуются.
Ведь чувствуются, правда?
Поэтому желательно подкрепить одинаковый корень рифмы созвучием в предударной части слова. Например, рифмы любовь-лбов или любовь-зубов все-таки лучше, чем любовь-покров, потому что в них одинаковые опорные согласные "б". Зато покров - отличная рифма к слову кровь - опять же из-за созвучия опорных согласных.
С чем еще можно зарифмовать "любовь" - рассмотрим чуть позже.

А вот еще группа слов, рифмующихся благодаря только корню рифмы.

3) если в словах после первичного базового рифмента есть только одна гласная (разумеется, безударная). Например, росы-боссу-березы-слезы-грозы-розы-морозы-лоси-вовсе-дозе.... (Кстати, удвоение согласного (как в слове босс) не учитывается)
Во всех этих словах первичный рифмент (и корень рифмы) "ОЗ" (напоминаю, что звонкая "з" и глухая "с" объединены в одном рифменте), а после него - безударная гласная.
При этом совершенно неважно, какая это последняя гласная - слова все равно рифмуются. Но...
Как уже говорилось, слова, где согласные различаются только глухостью-звонкостью, относятся к объективным акустическим рифмам, то есть считаются безусловно созвучными. Если эти различающиеся по глухости-звонкости согласные стоят на конце слова, то звонкая согласная оглушается, и созвучие действительно абсолютное: роз-рос.
А вот если после согласной следует гласная, то глухая согласная от звонкой, конечно, отличается: росы-розы. Тем не менее созвучие тоже хорошее.
Но ведь согласные могут еще различаться по твердости-мягкости, например, росы-лоси. Созвучие тоже есть, но разница более заметна, чем в случае различия по глухости- звонкости.
Ну а если согласные различаются и по глухости-звонкости, и по твердости-мягкости, то созвучие еще более слабое: лоси-козы. В этом случае желательно все-таки подкреплять рифму созвучием в предударной части слова (обычно за счет опорной согласной): лоси-лозы - ведь лучше, чем лоси-козы?

Разумеется, слова из третьей группы не рифмуются со словами из первой и второй, даже если у них одинаковые корни рифмы. Это и понятно - ведь в словах первой и второй групп ударение падает на последний слог, то есть они образуют мужские рифмы, а в словах третьей группы ударение падает на предпоследний слог, то есть рифма женская. Конечно, можно такие слова и зарифмовать, получится разносложная рифма, и о таких рифмах уже говорилось в уроках по ритму Но это все-таки экзотика.

4) если слово оканчивается на безударную гласную "е", "ё", "и", "ю", "я", перед которой следует ударная гласная. То есть это слова типа "стая". Что тут получается? На письме видим две стоящие подряд гласные буквы, причем последняя - "мягкая".
Но при произношении между ними появляется звук "йот", правильно? То есть получается "стаjа". Соответственно, в этом слове корнем рифмы будет "АЙ", а после него идет безударная гласная.
Соответственно, все слова с одинаковым корнем рифмуются: стая-лаю-баи...
В эту же группу относят слова (их мало, около двух десятков), в которых последняя гласная твердая: шоу-родео-трио. Можно ли зарифмовать, например, родео и Медея - решать автору.

Итак, мы выяснили, что для того, чтобы слова из этих групп воспринимались как созвучные, у них должен быть один и тот же корень рифмы.
Слов таких обычно находится много, так что рифма находится.

Но, может быть, можно еще попробовать найти какие-то более экзотические (или более интересные) рифмы?
Конечно!

Во-первых, вспомним о добавленной рифме. Помните, подыскивая рифму к слову "моя", мы вспомнили слово "маяк"? А слово "маяк" как раз, по только что рассмотренной классификации, было бы отнесено к первой группе (оканчивается на первичный рифмент, он же корень рифмы "АК").
Значит, для слов из первой и второй групп можно попробовать подобрать в рифму слова, оканчивающуюся на ударную гласную, только чтобы при этом совпадали опорные согласные.
Попробуем?
кровь-тавро-зеро-перо...
любовь-сабо-слабО-жабо...
Вот видите, сколько рифм! Вовсе не обязательно рифмовать кровь-любовь, оказывается.

Во-вторых, можно все-таки рифмовать слова с разными корнями рифмы, компенсируя различие согласных, стоящих после ударной гласной, одинаковыми опорными согласными. Это, безусловно, получится ассонансная рифма. Но, как уже говорилось, она может оказаться ничуть не хуже, а даже лучше, чем классическая.
Ну, например, рябин-любим мне кажется созвучнее рябин-машин.
В первом случае в корнях рифмы "ИН" и "ИМ" различаются согласные "м" и "н", но эти сонорные хорошо сочетаются между собой. И опорная согласная одинакова. А во втором случае корень рифмы одинаков - "ин", но шипящая обращает на себя внимание "и требует шипящей".
Попробуем подобрать такие рифмы к слову "любовь"?
любовь - набоб - мой бог - любой - мой бок - и боль - бим-бом - бурбон - набор - забот...
Конечно, рифмы спорные, но вдруг одна из них отлично ляжет "по смыслу"?

Это речь шла о словах из первых двух групп, то есть таких, где ударение падает на последний слог. Ну а что можно придумать со словами из третьей-четвертой групп, с ударениями на предпоследнем слоге?

Можно добавить согласную (или даже несколько) в конец слова, например, росы-просит, голо - голос, Маша - машет, вилы - милость...
Помните, мы уже рассматривали добавленную рифму - если одно из слов оканчивается на ударную гласную, а в другом после нее есть согласная, например, моя-маяк? Здесь принцип тот же, но гласная, после которой добавляется согласная, безударная.
Обратите внимание, что безударные гласные вовсе не обязаны быть одинаковыми!
Хотя, конечно, лучше бы добиваться более точного совпадения. Согласитесь, что голо-голос - более созвучная рифма, чем воля-волос.
Во всяком случае, желательно, чтобы безударные гласные либо в обоих рифмующихся словах были твердыми (или мягкими), например, голо-полый, воля-болен, либо принадлежали к одной видовой паре, например, росы-просит, воля-Воланд.

Такая рифма - с добавлением согласных - называется НАДСТРОЕЧНОЙ или УСЕЧЕННОЙ, в зависимости от того, к первому или ко второму из рифмующихся слов добавляется согласный.
Напомню, что первое слово называется пассивным, а второе - активным.
Считается, что предпочтительнее использовать надстроечную рифму, то есть добавлять согласный к активному (второму) слову.

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
(А. С. Пушкин) - здесь надстроечная рифма

Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи…
(М.Ю. Лермонтов) - а здесь усеченная

Кстати говоря, в этих примерах рифма не просто надстроечная и усеченная, а ЙОТИРОВАННАЯ - то есть добавлен согласный "й" (йот).

Ну а можно ли рифмовать слова с разным корнем?
Помните, мы рифмовали рябин-любим, компенсируя различие рифментов совпадением опорных согласных?
Можно-то оно можно... можно вообще все, главное, чтобы хорошо получалось :)
Но если согласная стоит на конце слова, она при произношении немного "скрадывается", и созвучие получается неплохое, даже если согласные сильно различаются между собой: пот-пор, кот-кок, миг-мир, лаг-лат...
А вот если после согласной идет гласная (а мы же о таких словах сейчас говорим!), то согласная звучит четко, и различия между согласными будут очень заметны.
Проверяем:
рябина - любима - созвучие неплохое за счет соответствия сонорных м и н
рябина - избита - созвучие намного хуже, так как "н" и "т" сильно различаются
рябина - любите - созвучие еще хуже, так как добавилось еще и различие по твердости-мягкости
В общем, такие рифмы могут оказаться интересными, но это действительно дело исключительно субъективное. Кому-то понравится перенос созвучия с конца слова в предударную часть, а кому-то нет. Так на то она и субъективная акустическая рифма!

Пожалуй, на сегодня хватит.
Обратите внимание - на прошлом уроке мы говорили о словах, оканчивающихся на ударную гласную.
На сегодняшнем - о словах, где после ударной гласной есть либо одна согласная, либо согласная и гласная.
А дальше поговорим о словах с еще более длинными хвостиками

А пока - вопросы и задания
1. Что такое вид рифмы? Перечислите виды рифмы
2. Что такое род рифмы? Назовите все рода рифмы для вида "А"
3. Что такое первичный рифмент? Выделите первичные рифменты в словах дорога, морока, зарядка, латка, тропинка, мыло, котёнок, соты, мышь
4. Что такое корень рифмы? Назовите корни рифмы в словах вода, струя, малина, поток, стая, заяц, веретено, иголка, приветствие
5. Что такое мультирифмент? Приведите примеры слов с мультирифментами
6. Что такое добавленная рифма. Приведите примеры.
7. Что такое усеченная рифма? Надстроечная рифма? Йотированная рифма? Приведите примеры.
8. Возьмите какое-нибудь стихотворение и попытайтесь классифицировать рифмы в нем по типу выделяющихся в рифмующихся словах рифментов
9. Что я напутала в этом тексте?


Если вдруг есть вопросы-замечания-предложения - пишите!