rifma1

Рифмованные и нерифмованные стихи.

На этом (а также на протяжении N-ного количества следующих уроков) поговорим о рифме.

Только, пожалуйста, не надейтесь, что я смогу научить Вас подбирать красивые, звучные, оригинальные рифмы - да я и сама этого делать не умею. Как говорил Кирилл: "Гореть Вам, Татьяна, в аду на рифмах тебя-меня". Но вот теоретические сведения о том, какие бывают рифмы, какие есть традиции по использованию тех или иных созвучий - это я попытаюсь рассказать, вернее, пересказать то, что прочитала на разных сайтах.

Наверное, начать надо было бы с определения рифмы... но, пожалуй, давать его абсолютно бесполезно. Все-таки я надеюсь, что посетители поэтического сайта, в отличие от Незнайки, знают, что палка-галка - это рифма, а вот палка-селедка - все-таки нет.

Ой! Написала предложение и подумала, что определение-то не нужно, а вот оговорку об употреблении слова "рифма" сделать надо обязательно.
Слово "рифма" может употребляться:
1) для обозначения пары (иногда бОльшего) количества рифмующихся слов. Например: "прогул-врагу - усеченная рифма", или "вечер-свечи - нехорошая рифма, потому что банальная"
2) для обозначения слова, рифмующегося с другим словом, например: "закат - вполне нормальная рифма к слову отряд, хоть и грамматическая", или "к слову хочу можно было бы и поточнее рифму подобрать, чем могу" И обычно смысл понятен из контекста.

Ну вот, оговорку сделала, вступление длинное написала, пора переходить к теме урока.

Или нет, надо вспомнить еще, что мы уже говорили о рифмах, рассматривая ритм.

Во-первых, мы изучили понятие "клаузула" - это "хвостик" слова, начиная от последней ударной гласной. Например, в слове "малина" клаузула "ина", в слове "кажется" - клаузула "ажется", а в слове "окно" клаузула состоит из единственной последней ударной гласной "о".

Во-вторых, мы выяснили, что рифмы бывают мужские, женские и дактилические. Например, "ночь-дочь" - мужская рифма (ударение на последний слог), "город-голод" - женская (ударение на предпоследний), а "веники-ценники" - дактилическая (ударение на третий с конца слог).

И в-третьих, мы обсудили, какие бывают схемы рифмовки в четверостишьях - тут я примеры приводить не буду.
Ссылочки - здесь:
"АББА - не баба" - про схемы рифмовки
"М, Ж и другие" - о мужских-женских рифмах

Ну и наконец-то, пора перейти к теме урока: Рифмованные и нерифмованные стихи.

Изучаемые понятия: белый стих, верлибр

Пожалуй, первое правило, которое касается рифмы: "либо да, либо нет".
То есть рифма либо должна везде быть, либо ее не должно быть нигде.
Что ж за стихи без рифмы? - спросите Вы.
Очень даже хорошие стихи, называются "белые". А еще - верлибр. Это разные вещи, начнем с белого стиха.

В классическом определении БЕЛЫЕ СТИХИ - это безрифменные стихи, в которых, однако, выдержан силлабо-тонический размер.

Вспомните Пушкина, вроде в школе проходят:

"...Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных..."

Это стихотворение написано пятистопным ямбом.

Известный пример белого стиха - поэма Некрасова "Кому на Руси жить хорошо":

"В каком году - рассчитывай,
В какой земле - угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков."

Размер сможете определить самостоятельно?

Или вот пример белого стиха, написанного очень интересным стихотворным размером:

Сяду я за стол да подумаю:
Как на свете жить одинокому?
Нет у молодца молодой жены,
Нет у молодца друга верного. (А. Кольцов)

Что это за размер? Ну, кому интересно, у меня спросите, я скажу :)

Хотя рифма в белом стихе отсутствует, но вот регулярность чередования мужских-женских-дактилических рифм обычно сохраняется. Это и понятно - ведь изменение объема рифмы воспринимается как изменение ритма, а раз в белом стихе выдерживается стихотворный размер, то и объем рифм чередуется регулярно.

В приведенном примере Кольцова сплошь дактилические рифмы, в поэме Некрасова в трех строках строфы - дактилические рифмы, а в четвертой - мужская. А вот в приведенном примере стихотворения Пушкина, если я не ошибаюсь, регулярного чередования объема клаузул нет. Поэтому и ритм кажется более свободным.

Однако белыми стихами (если посмотреть в Википедии) называются не только силлабо-тонические стихи, но и вообще любые безрифменные стихи, в которых прослеживается некоторый стихотворный ритм. В частности, говорят о белых (безрифменных) дольниках. Впрочем, пример безрифменного дольника я, пожалуй, привести не смогу. Может, поможете?

Безрифменный стих имеет богатые традиции в русской народной поэзии. Белым стихом писал гекзаметры Тредиаковский, решительным защитником белого стиха в начале 19 века был Жуковский, его поддержали Пушкин, Лермонтов, Кольцов, и в дальнейшем белый стих широко использовался в русской литературе.

Ну а мы посмотрим примеры белых стихов, опубликованных на сайте.

Вот, например, совершенно замечательное стихотворение.

А вот еще одно стихотворение того же автора.
Я приведу его текст полностью:

Ухватившись за лёгкое облако,
Отразившись в росинках, как в зеркале,
Встало солнце над краем берёзовым.
Пробежала «дорожка» по озеру,
Разбудив в камышах белых лебедей,
Золотая от солнца рассветного.
Налетел ветерок свежий утренний,
Пошумел прошлогодними листьями
И затих, успокоился в ельнике.
Тихий лес вдруг наполнился гомоном,
Зазвенел воздух песнями птичьими:
Новый день на земле зарождается.

Если честно, то меня здесь кроме того, что было отмечено в комментариях, смущает еще одна вещь. Все-таки "берёзовым-по озеру" воспринимается как рифма. Пусть всего лишь корневая (потом пройдем, что это такое), но рифма! И внезапно появившаяся в белом стихе рифма, честно говоря, не кажется мне удачной находкой. Хотя, говорят, имеет право быть.

Кстати, в комментариях можно прочитать еще одну интересную вещь: оказывается, для одного из рецензентов белый стих ассоциируется с "Вредными советами" Остера, то есть с юмористическими стихами, и это помешало воспринимать серьезно данный текст.

Конечно, белый стих - это далеко не только "Вредные советы", но и такие ассоциации имеют право быть. А вот и примерчик "вредных советов" - но, увы, не Остера :)

Кстати, на основе белого стиха могут создаваться и твердые стихотворные формы. Вот, например, "пирожки" или "перашки". Я приведу пример, опубликованный на нашем сайте, от Лилит Михаиловны.
А желающие могут и погуглить.

В общем, белый стих - не менее законная часть поэзии, чем стих рифмованный.

Кажется, написать белый стих легче - ведь не надо мучиться и подбирать рифму. Конечно, написать плохой белый стих легче, чем такой же плохой рифмованный. А вот написать хороший белый стих, наверное, ничуть не легче, чем рифмованный. Потому что в белом стихе должно быть то, что затмит собой отсутствие рифм: интересные образы, глубокий смысл, хороший звук.

Ну, а если стихотворный размер не соблюдается?
Тогда это уже не белый стих, а верлибр.
Приведу текст, списанный с какого-то сайта - уже не помню, с какого.

ВЕРЛИБР, или СВОБОДНЫЙ СТИХ – стихотворение, в котором не выдерживается размер и отсутствует рифма. Но это не значит, что в стихотворении отсутствует ритм и нет созвучий. Есть они, только другие. Границу между верлибром и, например, стихотворением в прозе не так легко провести. И оценить верлибр нелегко для русского читателя, воспитанного на классической русской поэзии. Так что можно смело считать, что для того, чтобы написать хороший верлибр, надо быть просто гением. А то, что иногда на сайтах появляется как претензия на свободные стихи, ни к стихам, ни к хорошей прозе, как правило, никакого отношения не имеет.

Честно говоря, я на нашем сайте мало помню хороших верлибров.
Да и вообще, мне кажется, у нас на сайте они не слишком популярны.
Ну вот, может быть, это?
О, и еще вот это!!!
Может, кто-то поможет с примерами?

Кстати, если я правильно понимаю, в современной англоязычной литературе верлибр значительно более широко распространен, даже более широко, чем рифмованный метрический стих. Но мы ж не в Америке :)

Итак, помимо рифмованных, существуют нерифмованные стихи:
Белый - с соблюдением стихотворного размера
и
Верлибр - со свободным ритмом.
А ведь есть еще такие жанры, как хокку(хайку) и танка!
Но о восточной поэзии разговор отдельный.

Все это - неотъемлемая часть поэзии.
И если подбор рифмы доставляет вам непереносимые мучения - может, попробовать себя в этих жанрах?

Ну а если Вы хотите писать все-таки рифмованные стихи - то рифмы в них должны быть везде!

Впрочем... нет правил без исключений.
Вот здесь, кажется, где-то что-то не рифмуется?
Но, по-моему, это просто замечательно!

А есть и другие случаи, когда в стихотворении рифмы могут быть не везде.
Но об этом - следующий раз.

Вопросы и задания.
1. Приведите примеры белых стихов в классической поэзии
2. Попробуйте найти белые стихи на сайте
3. Попробуйте найти примеры русских верлибров.
4. Попробуйте найти на сайте хорошие стихи, в которых рифмы есть... но не всегда
5. Что я напутала в этом тексте?


Если вдруг есть вопросы-замечания-предложения - пишите!